0
Ваша корзина пуста
серии

Гейзер Матвей Моисеевич

4 отзыва

ГЕЙЗЕР МАТВЕЙ МОИСЕЕВИЧ - литератор, журналист, педагог, театровед, литературовед. Заслуженный учитель Российской Федерации (1991), доктор филологических наук (2001). Родился в 1940 году в местечке Бершадь Винницкой области Украины в семье учителя еврейской школы. После занятия территории румынскими и немецкими войсками вместе с родителями был интернирован в гетто Бершади, где погибли его отец и другие родственники. Закончил математический факультет Бельцкого педагогического института. Работал учителем математики, затем директором педагогического колледжа № 13 в Москве. Кандидатскую диссертацию защитил в 1996 году по теме «Библия в творчестве русских поэтов XIX — начала XX в. (А. С. Пушкин, С. Я. Маршак)» в Московском государственном открытом педагогическом институте. Докторскую диссертацию по теме «Русско-еврейская литература XX века» защитил в 2001 году.

С 2004 года Матвей Гейзер сотрудничает с издательством «Молодая гвардия» — пишет для серии «ЖЗЛ» биографии деятелей российской культуры еврейского происхождения. В серии изданы его книги «Михоэлс», «Маршак», «Леонид Утесов». В «Малой серии ЖЗЛ» опубликованы книги «Фаина Раневская» (2009) и «Зиновий Гердт» (2011). М. Гейзер опубликовал книги об еврейском гетто в Транснистрии («Семь свечей», 1999; «Путешествие в страну Шоа», 2004) и истории еврейской культуры на идише в СССР («Плач Иеремии», 2009). С режиссером Ефимом Гольцманом поставил документальную ленту «Актеры убиенного театра» (2008) о Московском ГОСЕТе.

Скончался 20 февраля 2018 года.

Отзывы и рецензии на книги автора

Положительные качества
Написано живо, с любовью к героине
Отрицательные качества
Мало нового в сравнении с другими книгами о Раневской
Комментарий (резюме / вывод)
В книге присутствует легковесность - антипод сухости, также нежелательный в биографических исследованиях.
Фаина Раневская
Фаина Раневская
Курукин И. В.
Положительные качества
Живой стиль, много интересных деталей
Отрицательные качества
Мало нового в сравнении с другими книгами о Гердте
Комментарий (резюме / вывод)
Книга создает очень обаятельный образ прекрасного актера и заставляет пожалеть о том, что он не успел реализовать.
Зиновий Гердт
Зиновий Гердт
Курукин И. В.
Комментарий (резюме / вывод)
К сожалению, в книге встречаются неточности. Примеры: 1. Стр.127: "В годы войны Московская киностудия эвакуировалась в Алма-Ату... Помощником режиссера (Эйзенштейна) был молодой Эльдар Рязанов, к которому Сергей Михайлович благоволил. Ему и поручили кинопробы для будущего фильма". Это ошибка: Рязанов впервые увидел Эйзенштейна в конце 1946 года во ВГИКе и в годы войны никак не мог быть его помощником, т.к. был еще школьником. 2. Стр.150-151: "В 1981 году Раневская с опозданием - Утесову уже исполнилось восемьдесят..." и далее: "В каком-то номере "Музыкальной жизни" за 1980 год... Фаина Георгиевна прочла сообщение: "...в связи с 80-летием со дня рождения... Утесов награждается...". Л.О.Утесову исполнилось 80 лет в 1975 году. Хотелось бы, чтобы автор обратил на это внимание и внес исправления.
Фаина Раневская
Фаина Раневская
Курукин И. В.
Положительные качества
художественное оформление книги
Отрицательные качества
содержание
Комментарий (резюме / вывод)
Открытое письмо издательству «Молодая гвардия» Здравствуйте! Я – из тех читателей, кто всегда с особым уважением относился к вашему издательству, вашим изданиям и особенно - к серии биографий «Жизнь замечательных людей». Видя на корешке книги символ ЖЗЛ, я всегда понимал, что это самое надежное, интересное, исчерпывающее повествование о Замечательном человеке! И теперь, увидев в книжной лавке 7-ой выпуск Малой серии – книгу Матвея Гейзера ФАИНА РАНЕВСКАЯ (Москва, Молодая гвардия, 2010), я порадовался тому, что наконец-то в известной серии биографий вышла самая интересная книга о замечательном человеке, легендарной актрисе Фаине Георгиевне Раневской! Я сразу же купил книгу и в этот же вечер с волнением стал читать ее, хотя, поверьте, за многие годы моя домашняя библиотека хранит почти все сборники о Фаине Георгиевне, вышедшие как при жизни Актрисы, так и после ее смерти. Но эта книга мне представлялась особенной. Обнадежил анонс: «Артистки нет с нами уже двадцать пять лет, но из печати выходят все новые сборники ее шуток и афоризмов. Эта книга написана в другом жанре – она представляет собой первое полноценное жизнеописание Раневской…» Хотя, - почему только шуток и афоризмов? Вышли достаточно серьезные книги о Раневской и они, кстати, представлены в библиографии этого же издания?!. Ну да ладно… И сам автор во вступительном обращении к читателю пишет: «Заведомо понимая, какую ответственность беру на себя, решив написать о жизненном и актерском пути Фаины Раневской, я все же отважился на это». И вот странность какая – ответственность автор понимал, но к своей работе над книгой отнесся весьма и весьма безответственно! Я не рецензент и, наверное, не стоит останавливаться на том, как скучно, без динамики, «переливая из пустого в порожнее», с многочисленными повторами, искажениями, ведется повествование о ярком, неординарном Человеке! Как нерационально используется драгоценное книжное пространство! Остановлюсь лишь на том, что не может не заметить читатель… Стр. 53: «Чутьем большого художника она угадала в скромной молоденькой участнице массовок черты подлинной одаренности…» -вспоминает Н.С.Сухоцкая. Стр.74 : «Вот что пишет о Павле Вульф Нина Сухоцкая: «Чутьем большого художника она угадала в скромной молоденькой участнице массовок черты подлинной одаренности…» и т.д. Очевидно, на 74-ой странице автор запамятовал, что на 53-ей уже цитировал эту фразу Нины Станиславовны. Стр. 63: «…Фаина Георгиевна сыграла… Машу Заречную в «Чайке»…» Помилуйте! В «Чайке» великого Антона Павловича Чехова - Нина Заречная и Маша, - два совершенно разных персонажа. Так какую роль сыграла Фаина Георгиевна в крымской «Чайке»???!!! Стр. 83: «Однако, по признанию Павлы Леонтьевны, Грешница, которую предстояло играть ей, «не грела, не увлекала, я только чувствовала трудность своего положения – страдающая женщина среди комедийных персонажей». Видимо, почувствовав такое её отношение к роли, Вульф решила отказаться от постановки.» Что из этого должен понять читатель? Кто должен был играть Грешницу? Вульф? Ее признания цитируются? Тогда чье её отношение к роли Вульф почувствовала? Стр. 89: « … Камерный театр. В этом театре она сыграла несколько эпизодических ролей, да и роль Дуньки в пьесе «Патетическая соната» тоже была эпизодической…» В «Патетической сонате» Раневская играла не Дуньку, а Зинку, о чем справедливо указывается далее в этой же книге, на стр. 97! Обидная неточность! Еще обиднее, что в подборке фотографий есть снимок, запечатлевший Фаину Георгиевну в этой роли, но под ней нелепая надпись: «Фаина с гитарой». Стр. 113: ( О «Мечте») «… он (фильм) вышел на экран в 1943 году…» Стр. 115: ( О «Мечте») «… сценарий писался в 1943 году…» Стр. 120: «Мечта» вышла на экраны в 1941 году…» Так когда «писался» сценарий знаменитой «Мечты»??? И когда фильм вышел на экраны??? Даже не связанный с кинопроизводством человек поймет, что от сценария до фильма – путь долгий. И уж никак фильм не выйдет раньше, чем будет написан его сценарий!!! Стр.138: «Вот одно из таких писем, написанных 28 августа 1945 года, в день рождения Раневской…» И опять автор допускает неточность – если всё же верить официальным биографиям актрисы, день ее рождения – 27 августа! Стр. 138: «При первой возможности Фаина Георгиевна ездила к Ахматовой в Ленинград.» Стр. 147: «… Фаина Георгиевна при любой возможности приезжала к Ахматовой в Ленинград.» Пример бесконечных повторов автора – пишет об одном и том же на разных страницах; постоянно возникает ощущение, что это уже было, что «повествователь» топчется на месте, что умышленно «набивается» объем книги… Стр. 123: Брежнев… «Муля»… Стр. 159: Опять Брежнев… «Муля»… Стр. 185: (Раневская об Абдулове) «Мне посчастливилось видеть его в домашней обстановке. Обаяние его личности покоряло. Он любил шутку. Шутил непринужденно, легко, не стараясь рассмешить.» Стр. 190: (Раневская об Абдулове) «Мне посчастливилось часто видеть его в домашней обстановке. Обаяние его личности покорило меня. Он любил шутку. Шутил непринужденно, легко, не стараясь рассмешить.» Почти слово в слово! Автору опять изменили память и внимание! Редактор, видимо, не утруждал себя чтением рукописи, а корректор отнесся к своей работе формально! Стр. 163: «В качестве примера анекдотов от Раневской хочу привести рассказ Бориса Ефимова…» Да ведь со стр. 158 ведется рассказ о дружбе Раневской и Ефимова, приводятся его рассказы. Но автор словно опять забыл об этом и начинает все сначала… Стр. 197: (О ночном звонке Михоэлса Раневской) «В три часа!» Стр. 201: (Раневская о ночном звонке Михоэлса) «В два часа ночи зазвонил телефон…» Да, возможно, тут сыграло роль то, что об одном и том же событии рассказывается из разных источников, но на что тогда автор, который должен все связать, объединить, объяснить, оправдать, обыграть?!. Стр. 101-102: «Раневская числилась в штате Камерного театра до весны 1933 года, когда она ушла в Центральный театр Красной армии…. Когда Раневская перешла в Театр Красной армии, художественным руководителем его был Юрий Александрович Завадский…» Стр. 214: «В 1949 году Раневскую пригласили в Театр имени Моссовета. Разумеется, приглашение исходило от главного режиссера Юрия Александровича Завадского. Он знал о Раневской если не от Павлы Вульф, то от ее дочери Ирины…» Что же получается? В 1949 году Завадский уже не помнил, что Раневская работала под его руководством в Театре армии и играла саму Вассу Железнову??? Стр. 102: «Вспоминает одна из актрис театра…» И далее идет более чем на страницу рассказ неизвестно какой актрисы о том, как она репетировала с Завадским роль престарелой генеральши Нюриной. Но что дает этот рассказ повествованию о Раневской? Если бы сама Раневская репетировала бы с Завадским – другое дело… Но «одна из актрис»… Автор приводит целый рассказ этой актрисы, не понятно зачем, почему, но даже из уважения к актрисе не называет ее имени… Такое ощущение, что в книгу о Раневской случайно попала страница из другой рукописи… Считаю, что в подобной книге из серии «Жизнь замечательных людей» неуместны без каких-либо авторских комментариев и верных акцентов выдержки из дневниковых записей Л.Чуковской, которая якобы застала у NN Раневскую… после большого пьянства (см. стр. 141). Если автор был лично знаком с Фаиной Георгиевной, то не мог не знать, что Раневская с юности страдала от диабета и всю жизнь сторонилась спиртного. По-моему, книга больше напоминает студенческий реферат на тему «Раневская», в котором ученически надёрганы кусочки из разных книг, интервью и даже … некрологов – верх «писательского мастерства»! На стр. 293 приводится некролог из газеты «Советская культура»: «Советское искусство понесло тяжелую утрату….» и так далее, в духе пожелтевших газет с полным перечнем (?!) подписавших некролог – членов Политбюро, деятелей культуры. Усердно порывшись в старых подшивках, автор с удовольствием переносит в свою книгу огромные фрагменты не только столичной прессы того времени, но и статью хабаровской газеты «Тихоокеанская звезда» 1966 года, в которой опять (уж в который раз!) читаем пересказы ролей, сюжетов картин и спектаклей с участием Раневской и утверждения такого рода: «Только после революции пришло для актрисы время серьезных ролей при переполненных зрительных залах…» Стр. 261 Комментарии излишни… Беря на себя огромную ответственность, автор отнесся к своей же книге безответственно, (причем, посвятив её своей дочери!). Но куда смотрели редактор, корректор, само издательство? Книга вобрала в себя всё то, против чего всю свою жизнь боролась Фаина Георгиевна – хамство, халтуру, каботинство, непрофессионализм! Великая Раневская говорила, что сниматься в плохом фильме – все равно что плевать в вечность – деньги прожиты, а позор все тянется и тянется… А что бы она сказала по поводу этой книги – так называемого «первого полноценного жизнеописания Раневской»??? Какими словами бы «наградила» автора и всю редакцию? Остается только догадываться… Стыдно, господа! Ой, как стыдно! «Молодая гвардия» - издательство с традициями, высокой культурой, и вдруг… Такое оскорбление памяти Актрисы… Обидно, что упущена возможность открыть что-то новое в биографии Актрисы, достойно и интересно рассказать современникам и потомкам о великой Раневской, которую, слава Богу, помнят и знают миллионы зрителей самого разного возраста, ведь диски с «раскрашенными» «Золушкой» и «Подкидышем» сегодня выходят большими тиражами! Говорят, что когда-то в СССР было правило – если допускалась какая-то ошибка, неточность или опечатка в серьезных изданиях (что случалось крайне редко при высоком профессионализме редакторов и корректоров!), то весь тираж шёл «под нож». Времена изменились, опечатки, ошибки, неточности, оговорки, к сожалению, допускаются повсюду и мы пожинаем плоды этого «падения»… Но в данном случае, с книгой о Раневской – может быть, честнее будет изъять весь тираж, и повинившись перед памятью Актрисы, издать другую, хорошую, профессиональную и честную книгу??? Сергей ГАМОВ, Заслуженный артист РФ, г. С.-Петербург P.S. Считаю своим долгом защитить память, честь и достоинство Фаины Георгиевны Раневской ещё и потому, что был лично знаком с нею!
Фаина Раневская
Фаина Раневская
Курукин И. В.