Ваша корзина пуста
серии
Теги

«Александр Зиновьев» и «Остроухов»

24 ноября в 19.00 в книжном магазине «Остроухов» (Трубниковский переулок, д. 17, стр. 1) состоится презентация книги Павла Фокина «Александр Зиновьев: Прометей отвергнутый».

Павел Евгеньевич Фокин — ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея. Окончил Калининградский государственный университет, кандидат филологических наук (1995, «Структура и образ автора в „Дневнике писателя“ 1876−1877 гг. Ф. М. Достоевского»). Член Российского общества Ф. М. Достоевского, член Международного общества Ф. М. Достоевского (IDS).

Автор более 100 статей по истории русской литературы (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, В. В. Розанов, А. И. Солженицын, А. А. Зиновьев и др.). Автор-составитель книг серии «Классики без глянца» (СПб.: Амфора, 2008−2013. 15 книг: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Чехов, Бунин, Блок, Маяковский, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Булгаков, Твардовский); «Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX — XX веков» (В 3 т. В соавт. с С. П. Князевой, СПб.: Амфора, 2007−2008). Автор книг «Без глянца. Книга предисловий» (Иркутск: Издатель Сапронов, 2012), «Достоевский. Перепрочтение» (СПб.: Амфора, 2013). Составитель и автор комментариев к собранию сочинений В. С. Высоцкого в 11 т. (СПб.: Амфора, 2012).

Читайте также:

Павел Фокин: «Биография Зиновьева стала для меня вызовом»

История дома И.С. Остроухова

Деревянный дом с мезонином на высоком каменном цоколе с двумя ризалитами и антресолью со стороны двора относится к характерным постройкам послепожарной Москвы 1820-х гг. Первый известный план домовладения относится к 1822 г., когда здание принадлежало Е. П. Солнцевой. С тех пор сменилось много владельцев, утрачен сад и исторические границы усадьбы, снесены дворовые строения, но дом, несмотря на многократные перестройки (1858, 1870, 1889), все же сохранил свои характерные особенности. В конце XIX века хозяевами дома были братья Д. и П. Боткины. В 1889 года на дочери миллионера-чаеторговца Петра Боткина женился художник, коллекционер, меценат И. С. Остроухов (1858−1929), который с 1890 года стал владельцем дома. Здесь находился его знаменитый на всю Москву домашний музей, в собрании которого были работы Серова, Левитана, Врубеля, Репина, Дега, Матисса, Ренуара, Мане, а также богатейшая коллекция русских икон.

Вскоре дом стал перестраиваться применительно к нуждам и вкусам семьи, что во многом определялось собирательной деятельностью его хозяина. Для создания надлежащих условий хранения и экспонирования коллекций, а также для занятия живописью со стороны переулка в 1905 году была сделана одноэтажная каменная пристройка, которая в 1914 достраивалась вторым этажом и новой каменной двухэтажной жилой пристройкой со стороны двора. Так возник знаменитый на всю Москву домашний музей, в который был открыт свободный доступ для всех желающих, сам хозяин называл свою коллекцию «Музеем личного вкуса».

В 1918 году частный музей национализировали, его владельца назначили пожизненным хранителем, а особняк стал филиалом Третьяковской галереи, получив название «Музей иконописи и живописи им. И. С. Остроухова». После смерти Остроухова музей ликвидировали, коллекция оказалась в фондах крупных художественных музеев. Но в памяти москвичей этот дом навсегда остался домом Остроухова.

В 1979 году особняк передали Государственному литературному музею. После реставрации здание было восстановлено в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века с сохранением внутренней планировки и элементов декора. В 1983 году здесь открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения В. А. Жуковского. С 1984 по 1992 года в его стенах работала экспозиция по истории русской литературы XX века. С 1992 года дом Остроухова получил статус выставочных залов ГЛМ. В 2014 г. Отдел литературы XX века переименован в научно-экспозиционный отдел «Дом И. С. Остроухова в Трубниках».