Порт приписки

В 2017 году нашему издательству исполнилось 95 лет. За эти годы изданы два с половиной миллиарда книг, которые оставили заметный след в жизни нескольких поколений не только читателей, но и писателей. О вехах сотрудничества с «Молодой гвардией», об истории написания своих книг — вспоминают наши авторы.

Ольга Елисеева – историк, писатель:

– Каждый корабль имеет порт приписки. Каждый писатель – издательство, которое считает родным. Мой порт приписки – «Молодая гвардия». Меня «приписали»… язык не повернется сказать «случайно»… но независимо от личных стараний. В Центр Института российской истории РАН, где я тогда работала, позвонил редактор. «У вас есть книга о Потемкине» – «Откуда Вы знаете?» – «Мы всё знаем». Ей-богу, как в Кремле! «А Вы не хотите напечатать…» Называю имена других авторов. «Через наш труп».

Вот и попробуйте после этого не отдать книгу. Я смешалась и отдала.

К счастью, «Потемкин» понравился, снискал премию издательства. Это меня ободрило. Я предложила другие книги, и сотрудничество было продолжено. Потом, в самых неожиданных местах, встречала читателей: один добрый оператор на TV-шоу заметил, что я нервничаю, подошел и дал совет, который пригодится всем: «Начинайте говорить, и камера на вас поедет».

Так «Молодая гвардия» создает имена. У читателей, распробовавших ваш текст, возникает привычка покупать книги определенного автора. Но, кроме того, «Молодая гвардия» еще и ставит руку – ее фирменную манеру ни с какой другой не спутать. Сразу вспоминается Шерлок Холмс: «Для меня печать “Таймс” также отличается от дешевых ежедневных листков, как для вас череп эскимоса от черепа негра». Писатели разные, у каждого свой, неповторимый, стиль, но вы без труда скажете, «молодогвардейский» он или нет. Значит, есть нечто общее – редакторы каленым железом убивают всякую «нудятину». Говоря по-простому: интересно читать прямо тут, сейчас, не отходя от магазинной полки, или стоит отложить на потом.

Кроме того, «Молодая гвардия» постоянно экспериментирует. Создает новые серии, в которых авторам хочется попробовать свои силы. Я профессиональный источниковед – знаю, как заставить исторический текст выболтать тайны, которые его автор хотел бы скрыть. Такую работу меня всегда подмывало проделать с мемуарами княгини Е. Р. Дашковой. Оказалось, что перед нами жизнь, прожитая в воображении: не была, не значилась, не участвовала. Хорошо хоть директорство в Академии наук – не выдумка!

На Московской международной книжной выставке-ярмарке. Ольга Елисеева раздает автографы

Меня раззадорил знаменитый английский историк сэр Энтони Кросс: «Оля, никогда не беритесь за Дашкову – в нее так вцепились гендеристки!» И меня понесло. Книга вышла. Вызвала бурю неприятия у тетечек-краеведов. Звонок от инсайдера: «Ты знаешь, что общество разваливается?» – «Из-за меня?» – Молчание. Пусть нас минует чаша – повесить себе на пояс скальп научного общества. И горжусь, и стыдно одновременно.

Еще «Молодая гвардия» – очень смелое издательство. Оно способно, переступив через стереотип, напечатать книгу, где выдвинута не общепринятая точка зрения, если автор, конечно, способен доказать свои построения. Так было с моей книгой «Радищев». Оказалось, все давно знали, что «король голый», но было необходимо предоставить серьезные доводы, подкрепленные источниками, от которых на уровне «нравится – не нравится» не отпереться. Эта работа и стала в 2016 году моим «Золотым Дельвигом» от «Литературной газеты», с которой сотрудничаю до сих пор.

Благодаря «Молодой гвардии» состоялась моя встреча с кино. Прочли книги, позвали сначала консультантом, потом сценаристом. Теперь за плечами сериал «Романовы», «Дело декабристов», «Польский след», «Мой Пушкин». Моя книга «Повседневная жизнь русских литературных героев» положила начало работе (для Первого канала) над сериалом «Империя» о повседневной жизни обычных людей в XVIII¾XIX веках. Так что издательство дает еще и «путевку в жизнь».