Ваша корзина пуста
серии
Теги

«Прирожденные персонажи для “ЖЗЛ”»

Известный критик Лев Данилкин – о книгах «Крупская», «Виктор Шкловский» и «Евтушенко»

Леонид Млечин «Крупская»

Биография женщины, которая была вовсе не только женой и тенью Ленина, но еще и (едва не) поссорила своего мужа со Сталиным, травила Чуковского за «Крокодила», клеймила обвиняемых по Шахтинскому делу, имела — и проповедовала — эксцентричные педагогические взгляды; словом — была дамой с характером и амбициями; прирожденный персонаж для ЖЗЛ. Млечин — хороший рассказчик: много чего прочитавший, сдержанный, чуть-чуть ироничный, петуха не дает и волком не воет, как Радзинский; впрочем, нет-нет да и проскальзывают в его тексте или неточности (так, в Шушенском супруги Ульяновы спали не в разных комнатах, а всего лишь на разных кроватях — кто был в музее-заповеднике, тот видел), или сомнительные для историка — в силу скрытой публицистичности — утверждения вроде «Владимир Ильич все еще не похоронен». Что значит «не похоронен» — он же под землей лежит, что еще, собственно, от него требуется?

«Афиша», 30.10.2014

 

Владимир Березин «Шкловский»

Интенсивная — под стать жизни объекта — биография филологического скандалиста, заслуженного литературоведа, эксцентричного писателя, прототипа кучи персонажей (в том числе Шполянского в «Белой гвардии») и авантюриста; круглоголового («смеющаяся и мыслящая тыква», припечатал Мандельштам) литературного Чиполлино, заставившего однажды плакать — буквально — самого Горького. Березин и сам писатель, научившийся у Шкловского искусству демифологизации героев — и форсированной мифологизации эпохи, афористичному письму и парадоксальному мышлению; при таких-то исходных данных да чтоб не получился настоящий роман?

«Афиша», http://vozduh.afisha.ru/books/graficheskiy-roman-o-poezde-zhzl-shklovskogo-kaku-o-giperprostranstve-i-drugie/

 

 

Илья Фаликов «Евтушенко: Love story»

Биография, в которой есть все: от обидного конфликта с Гагариным до конкуренции в Нобелевке с Пелевиным, от истории про то, как Маккартни разогревал «Битлз» перед выступлениями чтением «Станции Зимы», до анекдота о первой поездке героя в Америку с английским из трех слов: «Where is striptease?» Увлекательно. У автора хороший слух и на музыку эпохи, и на поэзию; жаль только, что написано словно сразу для монументальной серии «ЖЗЛ». Про живое человечище — тем более такое — хотелось бы портрета с натуры, конфликта героя и автора, чтобы руда добывалась на глазах, открытым способом.

«Афиша»