Ваша корзина пуста
серии
Теги

Рецензия на биографию "Братья Стругацкие" в журнале "Если"

Д. Володихин, Г. Прашкевич. «БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ". Журнал «ЕСЛИ», № 2, 2012
Это новое исследование творчества братьев Стругацких непременно начнут сравнивать с «большой книгой» (во всех смыслах) Анта Скаландиса (А.В. Молчанова). Напрасно. Хотя бы потому, что авторы текста из «ЖЗЛ» ставили и решали совсем иную задачу. И если Ант Скаландис показывал жизнь братьев Стругацких во всей полноте ее бытовых подробностей, часто ограничиваясь простым упоминанием книг соавторов, написанных в тот или иной период их жизни, то Д. Володихин и Г. Прашкевич действовали принципиально по-другому. Они внимательно анализировали тексты писателей, разбирая их по «филологическим косточками», предлагая свои, иногда – очень точные, иногда – весьма спорные, интерпретации произведений. И, думаю, героев их книги этот подход вполне бы устроил. Во всяком случае, представления Б.Н. Стругацкого о писательских жизнеописаниях хорошо известны: «Я всегда полагал (и полагаю сейчас), что жизнь писателя – это его книги, его статьи, в крайнем случае – его публичные выступления; все же прочее: семейные дела, приключения-путешествия, лирические эскапады – все это от лукавого и никого не должно касаться…» И хотя Д. Володихин и Г. Прашкевич еще в первой главе шутливо отстраняются от этих «директивных указаний», создали они именно творческую биографию, а не сплетение фактов из обыденной жизни.
Книга Скаландиса обращена преимущественно к знатокам или, во всяком случае, к «компетентным читателям», хорошо знающим содержание «Попытки к бегству» или «Пикника на обочине». Д. Володихин и Г. Прашкевич в большей степени учитывают уровень гуманитарного одичания современного общества. В ходе своего скрупулезного анализа они подробно излагают содержание книг Стругацких. И делают это так, что даже не знакомый с творчеством соавторов читатель способен понять – о чем идет речь в тексте, что именно написали фантасты в своих произведениях.
В то же время книга просто переполнена новаторскими суждениями о текстах братьев Стругацких. Многие из них безукоризненно точны, многие – вызывают у читающего резкое несогласие, хотя и внушительно аргументированы авторами. Поэтому споров об этой биографии будет еще очень и очень много. Но можно уверенно констатировать одно – в молодую и бурно развивающуюся филологическую науку «стругацковедение» Д. Володихин и Г. Прашкевич внесли заметный и солидный вклад.

Игорь ГОНТОВ