Стимул для духовного поиска

— С увлечением читаю «Будду». Хочется сказать именно так, потому что со страниц книги возникает образ живого человека, мыслителя, наставника, изменившего развитие философской мысли Востока две с половиной тысячи лет назад. Как специалист по религиям Востока, нахожусь «в материале», но привлекает новый взгляд — живой, заинтересованный, доброжелательный.

Много интересных мыслей, идет перекличка с современностью, потому что обсуждаются вечные вопросы общественного бытия, и, главное, внутренней жизни человека. Для меня существенным дополнением служит переплетение истории ведизма — брахманизма — индуизма с историей буддизма. В научных изысканиях мы разделяем эти две ветви религиозно-философской мысли, но они произрастают из ствола единого древа — индийской цивилизации. Автор сумел прекрасно это показать благодаря тому, что знаком с индийской культурой не «понаслышке», не только по книгам, но благодаря многолетней работе на этой земле и в тесном общении с ее носителями. Книга читается легко благодаря художественному стилю, и это при полной научной достоверности излагаемого материала. Издание содержит все необходимые ссылки на труды коллег, впечатляет обзор самых разных исследований, подходов, мнений, в том числе и не только научных, но деятелей культуры и искусства.

Большой Будда в Гонконге

Мы познаем Восток через призму привычного мировоззрения, а оно исторически сформировано у нас христианством. Каких бы взглядов мы ни придерживались, такова наша культурная генетика. Может быть, именно она предопределяет нашу тоску по идеалам и стремление к тому возвышенному, чистому и честному, что несут в себе обе мировые религии. В книге встречаются некоторые параллели двух религий, особенно в сравнении образа Будды и образа Христа — двух великих Учителей человечества. Социальные процессы меняли заложенные ими основы, но золотое зерно оставалось не затронутым никакими катаклизмами, реформами или гонениями. Его донесли до нас подвижники веры. А наша задача — увидеть, что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1−5). Книга помогает нам в этом. Чувствуется, что образ Будды близок и дорог автору книги. Думается, что он станет таковым для всех, кто прочтет эту замечательную, глубокую в своих размышлениях, сугубо авторскую работу, пробуждающую в читателе самые добрые и возвышенные чувства. И, может быть, прочитав эту книгу, освободившись от штампов и клише, мы посмотрим другими глазами и на свою культуру, и начнем или продолжим, свой собственный духовный поиск.

Колесо бытия. Танка. Художник Осор Будаев.

Начало ХХ века. Бурятия. Россия. ГМИР

Ольга Семеновна Хижняк — кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург). Научный руководитель создания постоянных экспозиций «Религии Востока» и «Сукхавати — буддийский рай», многих тематических выставок по буддизму. Автор более 150 публикаций, из них — научной монографии «Ступа: начало формирования буддийского культа» (СПбГУ, 2008), альбома «Буддийская коллекция ГМИР» (СПб., 2008), а также ряда статей по сравнительному анализу философской антропологии буддизма и христианства.

Книги

Статьи