Ваша корзина пуста
серии
Теги

Очарование московского дворика

(Марк Копшиценр — «Поленов» МГ-ЖЗЛ. 2020 г.)

Как рождаются шедевры?
Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» 20 лет. Картину ждали, о ней говорили задолго до того времени, когда огромное полотно привезли из Италии в Петербург в мае 1858 года. А через месяц не стало создателя самой большой картины в Третьяковской галереи. Из 51 года жизни художника почти ее половина была отдана одному из величайших шедевров мировой живописи. Того стоило!
Василий Дмитриевич Поленов прожил долгую (83 года) жизнь.
За год до кончины он стал вторым после художника Касаткина, известного своими картинами из жизни рабочего класса, носителем звания народного художника РСФСР.
Чем знаменит художник Поленов?
Ретроспектива его творчества, растянувшегося на рубеже двух столетий русской живописи, составляет огромное собрание работ. Их экспозиция была не так давно представлена в Новой Третьяковке на Крымском валу. Из больших полотен — известная картина на библейскую тематику «Христос и грешница», а вот главный шедевр Поленова по размерам совсем невелик (64×80), но знаменит куда более. Это одна из лучших картин из собрания Третьяковки — «Московский дворик».
История ее создания такова.
В июне 1877 года Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру по адресу: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен, находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков. Глядя из окна своей квартиры, он написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Затем этюд был переписан на холсте заново (был немного изменён ракурс и расширен вид), и во двор были добавлены люди, что придало пейзажной картине прелесть жизни. Этот небольшой по размеру холст Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников 1878 года. Он писал Ивану Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».
Из этого письма можно сделать вывод, что сам художник не считал свою работу чем-то незаурядным. Он просто создал свой шедевр, сам того не заметив.
На VI выставке передвижников «Московский дворик» имел громкий успех. Вскоре после выставки Павел Третьяков приобрёл картину для своей галереи, где она стала одной из жемчужин его коллекции.
В истории русской живописи Василий Поленов известен не только как один из передвижников. Жизнеописание художника куда шире участия пусть даже в таком знаковом объединении, как Товарищество передвижных художественных выставок, славном именами Крамского, Репина, Саврасова, Ге, Перова, Сурикова и других живописцев, бросивших вызов Академии художеств с ее классической закостенелостью. Однако, всё со временем костенеет и вчерашние бунтари становятся брюзгливыми консерваторами, что и случилось с поздней вехой передвижничества. Но Василий Поленов шел против течения в Академии художеств, пошел он против течения и в Товариществе передвижников, протестуя против запрета на участие в выставках Левитана и Коровина.
Обо всем этом и многом другом из жизни художника рассказал автор книги «Поленов» Марк Копшицер, ростовский инженер-конструктор, замахнувшийся на серию монографий о выдающихся деятелях русского искусства рубежа веков. Книгу о Валентине Серове он писал 10 лет, еще пять — о Савве Мамонтове. Книга о Поленове при жизни автора не вышла.
Понадобилось почти двадцать лет, чтобы эта книга наконец нашла своих читателей в знаменитой серии «ЖЗЛ». Но лучше поздно, чем никогда. В России нужно жить долго!