Эльдар Рязанов, или потерянный смех

Эльдар Рязанов вместе с Леонидом Гайдаем и Георгием Данелия — «золотой век» советской кинокомедии. Ни «до», ни «после» ничего даже отдаленно подобного их искрометным лентам, созданным во второй половине прошлого века, нет и не будет.

Книга кинокритика Евгения Новицкого о Рязанове — логическое продолжение жизнеописаний великих комедиографов. Ранее в серии ЖЗЛ вышла книга «Леонид Гайдай», думается, не за горами появление третьей биографической книги Новицкого, хотя сделать это после превосходных баечек самого Гии Данелия будет очень непросто.

Впрочем, о Рязанове, по признанию автора, «сказано и написано (в том числе им самим) очень много — столько, сколько не изложить в рамках одной книги». Так что монтаж биографическо -го, критического, эпистолярного и мемуарного материала для книги о Рязанове был более чем

жестким. Следует отдать должное автору: в страницах жизнеописания перестроечного и позднего постсоветского этапа неугомонного в творческих исканиях комедиографа нет ни жалостливой снисходительности, ни попыток найти в кинолентах Рязанова, начиная с «Дорогой Елены Сергеевны», некоей «артхаусности», обращение к которой как бы оправдывало «смену вех» в творчестве создателя «Иронии судьбы».

Рязанов был далек от артхауса. Всенародно любимый режиссёр, как и его коллеги по комедийному цеху, потерялся, хотя, скорее, потерял себя в мире чистогана. Фильмы из «новых времен», снятых Гайдаем, Рязановым и Данелия, — это и потерянный смех, и невидимые миру слезы. Так что третья часть полувекового рязановского марафона от «Карнавальной ночи» до «Карнавальной ночи-2» сложилась печально и бесславно.

Источник: ««Слово»»
Автор: Виктор Притула
Дата публикации: 10.10.2019

Книги

Новости