Громкое и тихое

Как-то сошлось, что почти одновременно в серии «ЖЗЛ» вышли книги о двух артистах, один из которых был признан в начале 1918 года (обратите внимание — пятый месяц пролетарской революции, а в Политехническом выбирают «короля поэтов» !) первым поэтом России. Вторым был Маяковский, а третьим — Бальмонт. Маяковский у нас и сегодня «живее всех живых», Бальмонта знают меньше. Помнится зачастую эпатажное:
«Хочу быть дерзким
Хочу быть смелым
Из сочных гроздей
Венки свивать
Хочу упиться
Роскошным телом
Хочу одежды с тебя сорвать!».
Почему только ЭТО, было же у Бальмонта множество прекрасных стихотворений, но ЭТО точно отражало то время предреволюционного декананса, когда человек, признанный «королем поэтов» писал о себе:
«Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!».
Круто!
«Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!».
Это написано уже потом в 1925 году.
«Троп в Россию» он не нашел. Да и не искал. Жил по соседству в Эстонии, гастролировал по Европе.
Авторы книги «Игорь Северянин» Вера Терехина и Наталья Шубникова-Гусева пытаются донести до нас жизнеописание Игоря Лотарева (Северянина) сквозь призму его «поэз и словьизов». Правда, портрет поэтический не всегда адекватен портрету человеческому (пример тому, Лермонтов, которого многие современники считали «невыносимым»).


Но авторам книги о Северянине удалось все же показать своего героя в самых разных ракурсах. Возникает некая ассоциация с Оскаром Уайльдом, если только исключить нетрадиционную сексуальную ориентацию английского денди. Оглушительный успех у публики, а позже позор Ньюгейта, эмиграция во Францию, забвение на время и вновь оглушительная слава.
У Северянина была «чертова дюжина» женщин, ошеломительный успех первой большой книги «Громокипящий кубок», слава «короля поэтов России», а потом невнятная эмиграция, в которой «своим» он не стал.
Сегодня его стихотворения — неотъемлемая часть русской поэтической культуры, хотя «гламур» его поэз изрядно поблек.
Отголоски Северянина звучали лишь в лихих 90- х, когда группа «Белый орел» воспевала «упоительность российский вечеров и хруст французской булки». Это было очень по-северянински. Сегодня так уже не поют.
А теперь о втором герое еще одной новинки в «ЖЗЛ». О художнике Саврасове.


Тут сразу возникает единый ряд «Саврасов-"Грачи прилетели» — Третьяковка". Впрочем, кто-то даже ни разу не бывший в храме русской живописи в Лаврушинском, непременно знает негромкий пейзаж «Грачи прилетели» по учебникам начальной школы. «Картинки в твоем букваре, с которых начиналась Родина» — это «Утро в сосновом лесу» и «Грачи прилетели».
У первой картины судьба несколько курьезная.
«Утро в сосновом лесу» картина двух художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины хрестоматийно является один Шишкин. А что касается саврасовских грачей, то возможно, — это ГЛАВНАЯ картина известного русского художника-пейзажиста.
Бывают художники «всего одной» картины. Александр Иванов написал «Явление Христа народу» и тем обессмертил свою палитру. Алексей Кондратьевич Саврасов написал несколько десятков выдающихся пейзажных полотен и столько же не самых удачных. Но его «Грачи прилетели» по выражению художника Ивана Крамского «есть лучший (пейзаж), и он действительно прекрасный». Художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова».
Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу…». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение». Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на «далеко вперёд», и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».
Вот такая светлая и негромкая картина, которая по своему завораживает.
А что мы знаем о самом художнике?
Екатерина Скоробогачева, автор книги «Саврасов», старалась донести до читателя мир художника. Получилось не всегда убедительно. Иногда излишне академично, порою чрезмерно сентиментально, когда автор описывает художника во времена его упадка. Как и многие его коллеги Саврасов в силу некоего душевного надлома пил. А «талант и водка», если по Пушкину, как «гений и злодейство» вещи несовместные.
У героев обоих книг финал жизни довольно грустный.
Но «тихий пейзаж с саврасовскими грачами» останется навсегда и для всех.
Чего не скажешь о «соловьизах» Северянина. Ведь ценителей и почитателей поэзии становится у нас все меньше, хотя самих поэтов на Руси всегда было пруд пруди. Северянин это напоминающий Атлантиду -«Серебряный век».
А в наше смятенное время «на злобу дня» всегда готовы откликнуться своими виршами Дима Быков и «Орлуша».
Что ж!
Какое время, такие и поэты.
Да и грачи сейчас почему-то улетели…

Источник: ««Проза.Ру»»
Автор: Виктор Притула
Ссылка: http://www.proza.ru/2017/11/21/1062
Дата публикации: 21.11.2017

Книги