Мария ЗАЛЕССКАЯ: ЖЗЛ — это высший пилотаж биографического жанра

Бородин, Лист, Вагнер, Гендель… Лишь несколько персон, из огромного числа имен, чьи биографии стали предметом внимания издательства «Молодая гвардия». Многие книги из знаменитой серии ЖЗЛ стали бестселлерами, а биография Генделя, написанная профессором Л. Кириллиной, удостоилось специального приза Ассоциации музыкальных критиков. О специфики работы издательства рассказывает заместитель главного редактора, музыковед Мария ЗАЛЕССКАЯ

— Серия ЖЗЛ вновь заставила о себе говорить просвещенных любителей литературы. Важно, что в ней находится место и представителям мира музыки. По каким критериям выбираются герои?

— Серия ЖЗЛ, если считать от момента ее основания Флорентием Павленковым, живет уже 127 лет. И всегда она неизменно вызывала читательский интерес. Однажды британский премьер-министр Бенджамен Дизраэли сказал: «Не читайте книг по истории, читайте только биографии, потому что это жизнь как она есть, без теории». Это, конечно, крайность, но можно сказать, что серия ЖЗЛ — это действительно мировая история человечества через призму отдельных судеб. Кстати, слово «замечательные» в названии нашей серии нельзя трактовать как однозначно «положительные»; иногда наши читатели такую ошибку допускают и искренне недоумевают, почему вдруг та или иная неоднозначная личность «канонизирована» в серии ЖЗЛ. Единственный критерий: книга должна быть талантливой и интересной. Именно поэтому героев мы специально не выбираем, исходим из авторских предложений. Для нас в приоритете автор; его новый, иногда неожиданный, взгляд на биографию героя; новые находки в документальном материале, развенчание антиисторических мифов, порой заслоняющие от читателя правдивый образ исторической личности и т. д. Но и, конечно же, сама личность героя должна вызывать у читателя интерес, иначе книгу просто не купят. Что касается представителей мира музыки, то тут мы стараемся представить в ЖЗЛ как композиторов, так и исполнителей. Раскрою вам секрет: в новом году мы очень ждем четыре «музыкальные» книги: биографии Валерия Александровича Гаврилина, Григория Васильевича Свиридова, Кристофа Виллибальда Глюка, а также нашего современника — Дениса Леонидовича Мацуева.

— Книги последнего времени постепенно меняют стилистику, становятся более фундаментальными, ближе к научным. С чем это связано? Ведь вроде бы изначально ЖЗЛ рассчитана была на демократичную подачу материала?

— У нас в издательстве есть установка: ЖЗЛ — это лаборатория биографического жанра. Т. е. в серии возможна и сугубо научная монография, и чисто литературная — практически роман — подача материала. Примером может служить «Владимир Соловьев» А. Ф. Лосева с одной стороны и «Жизнь господина де Мольера» М. А. Булгакова — с другой. Мы шутим, что если появится талантливая биография, написанная в стихах, мы и её сможем издать в серии ЖЗЛ. Так что я бы не сказала, что сейчас наблюдается крен в какую-то одну сторону. Повторю, что главное для издательства — талант автора и его заинтересованность своим героем. Единственно, для кого мы закрыты — графоманы и халтурщики, которым абсолютно все равно о ком писать. Если к нам приходит человек и говорит: «Дайте мне любую тему, я, мол, всё могу», ему вежливо, но твердо укажут на дверь.

— Кроме ЖЗЛ, музыкальная тематика появляется в каталоге «Молодой гвардии»?

— У нас существует серия «Близкое прошлое». Она мемуарно-автобиографическая. Т. е. туда попадают книги, основанные либо на автобиографии или «размышлений о сущем» самого героя, либо живые воспоминания о нём современников. В конце 2016 года был произведён «ребрендинг» серии «Близкое прошлое»; книги получили новое оформление. И первой ласточкой в обновлённой серии как раз и был осуществлен выпуск второго издания книги Георгия Васильевича Свиридова «Музыка как судьба». Переиздания пришлось ждать по различным причинам целых 15 лет. Зато в книгу вошли три новые, ранее не публиковавшиеся, тетради записей композитора; расширен и дополнен аппарат научных комментариев. Ждём, что серия «Близкое прошлое» будет расширяться, и, конечно же, музыкальной тематике там тоже найдётся место. Главное, чтобы композиторы писали не только музыку (смеется). Да и великие исполнители не проходили бы мимо издательства «Молодая гвардия».

— В издательстве юбилей — с чем вы пришли к нему?

Юбилей нешуточный: 95 лет! А серии ЖЗЛ, как уже говорилось, 127 лет. Аналогов этой серии в мире нет больше ни в одной стране. Вообще-то, она достойна быть представленной в книге рекордов Гиннеса. Мы на сегодняшний день — старейшее издательство России. У нас за плечами огромный издательский опыт — почти 2000 томов; мы работаем с лучшими авторами; расширяем линейку переводных книг, сотрудничая с издательствами из-за рубежа, также специализирующихся на биографической литературе. Давно повелось, что серия ЖЗЛ — это своеобразный знак качества, высший пилотаж биографического жанра. В наше непростое для книгоиздания время, когда доверие читателя к печатному слову сильно подорвано той многотомной макулатурой — уж будем называть вещи своими именами! — заполонившей книжные магазины после 1990-х, «молодогвардейцы» сумели сохранить и своего читателя, и даже приобрести нового. Не секрет, что и теперь, если студентам нужно написать доклад или реферат, то в первую очередь, они по-прежнему обращаются к ЖЗЛ, как к истине в последней инстанции. А на юбилее жизнь не кончается. В будущем мы ждём и новых авторов, и новых героев.

— Насколько ваша личная «музыкальная биография» влияет на книжную политику издательства?

— Приятно, наверное, думать, что влияет (смеется). Каждый у нас в издательстве — профессионал широкого профиля. Нам приходится иметь дело с самой разной тематикой, из различных сфер человеческой деятельности. Но между собой у нас существует, так сказать, «внутренняя специализация», и, конечно же, мои знания и связи в музыкальном мире находят своё применение. Но в целом в «Молодой гвардии» издательская политика неизменно одна: до читателя «допускаются» книги, построенные, можно сказать, на пресловутых трёх китах — интересная судьба героя, значимость его вклада в мировую историю плюс талантливый автор-биограф.

— Вы автор книг о Вагнере и Листе. С чем связан интерес именно к этим композиторам?

— Что касается Листа, то это — моя первая юношеская любовь ещё со времён обучения в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Затем, уже в институте, харизматичная и властная фигура Вагнера практически полностью заслонила для меня других композиторов (я имею в виду в исследовательском плане). К написанию биографии Вагнера я шла, нарабатывая материал, более 15 лет. К счастью, Лист и Вагнер настолько взаимосвязаны и в биографическом и в творческом плане, что одновременно с Вагнером у меня неизбежно разрабатывалась и листовская тема. Так что биография Листа, написанная через 5 лет после вагнеровской, стала логическим продолжением всех моих изысканий. И одновременно отданием долга, возвращением к самой себе — ведь первая любовь не проходит!

— Но кроме книг, Вы также занимаетесь и журналистикой?

Да. Вот уже несколько лет я регулярно освещаю для российских меломанов события вагнеровского фестиваля в Байройте. Кстати, на первое мое приглашение в Байройт повлияло как раз признание моей книги «Вагнер» в серии ЖЗЛ. Известно, что Байройтский фестиваль, пожалуй, самое закрытое и элитарное музыкальное мероприятие. Попасть на него могут далеко не все желающие, и многим приходится дожидаться вожделенных билетов по нескольку лет, хотя в последние годы много делается для того, чтобы изменить эту ситуацию. Тем важнее, чтобы любители музыки знали, что там происходит, какие новые интерпретации вагнеровских опер находятся, скажем так, «в мировом тренде»; какие звезды оперной сцены принимают участие в байройтских постановках. Например, уже второй год подряд в Байройте блистает в партии Кундри в «Парсифале» Елена Панкратова, обладающая удивительным, сильным и богатым голосом и особой актерской харизмой. А вот Бетховенский фестиваль в Бонне, о котором мне также неоднократно доводилось писать, абсолютно не похож на Байройтский. В Бонне царит демократичность, доступность, яркое разнообразие представленной на суд зрителей музыки — от классики до самого смелого авангарда. Да еще — ставка на молодёжь. В Бонне существует нерушимая традиция: обязательное выступление на фестивале Федерального молодёжного оркестра (Bundesjugendorchestr) с молодёжным коллективом из какой-нибудь другой страны. Такой совместный проект Бетховенского фестиваля и Deutsche Welle, стартовавший с 2001 года, носит название «Кампус» (Campus). В прошлом году в Бонн приезжали молодые музыканты из Мексики; теперь выбор пал на Украину. Интересно? Поверьте — очень! Только не подумайте, что я пишу исключительно о музыкальной жизни Германии. Конечно же, я по мере возможности стараюсь не проходить мимо музыкальных событий у себя на родине.

— При такой бурной издательско-творческой жизни традиционный вопрос — каковы Ваши планы на будущее?

— Для своего родного издательства-юбиляра я готовлю новую версию биографии баварского кроля Людвига II, самого загадочного и трагического короля XIX столетия, последнего короля-романтика, мецената Вагнера, строителя сказочных замков. Со времени первого издания моей книги о Людвиге II прошло уже несколько лет, открылись новые материалы, документы. Так что, надеюсь, книга получится интересной. Таким образом, в итоге образуется своеобразный ЖЗЛ-овский «трехтомник», связанный фигурой Вагнера: сам «байротский мастер», Лист — его самый главный творческий единомышленник и Людвиг II — «ангел-хранитель» и покровитель.

А еще, пользуясь случаем, очень хотела бы пожелать «Музыкальной жизни», такому же «аксакалу», как и «Молодая гвардия», успехов и процветания на много-много лет вперед!

Источник: «Журнал «Музыкальная жизнь»»
Автор: Евгения Кривицкая
Дата публикации: 13.01.2018

Книги