Русская Месопотамия

Владимир Емельянов. Гильгамеш. Биография легенды.
– М.: Молодая гвардия, 2015. – 358 с.

Перед нами книга, необычная для ЖЗЛ. Ее автор должен был решить проблему – как написать повествование о человеке, о котором почти ничего не известно? Так что подзаголовок «Биография легенды» – не случаен.

Гильгамеш – один из самых первых людей в истории, известный по имени. Но кроме самого факта (более или менее установленного) его существования и того, что он был правителем шумерского города Урука, о нем мало что можно сказать. Он легендарен примерно так же, как Моисей. Поэтому Владимир Емельянов пишет не о реальном человеке, известном современникам как Гильгамеш, а о времени, в котором тот жил и действовал, о повествованиях, с ним связанных, и о том, какое влияние мифы о Гильгамеше оказали на мировую историю и культуры.

Читатель может узнать из книги множество сведений по истории и культуре Междуречья, о шумерской и аккадской литературе. Емельянов – профессор и доктор наук, один из крупнейших специалистов РФ по ранней истории Месопотамии, при этом блогер и поэт, что способствует развитию стиля. Автор подробно разбирает все версии эпоса, который менялся на протяжении веков и тысячелетий, благодаря чему Гильгамеш из реального человека превратился в полубога. Он пишет: «Люди Унуга накрепко запомнили необычного правителя Бильгамеса, который боялся умереть и быть забытым. Причем боялся настолько, что без конца придумывал действия, благодаря которым он мог бы хорошо запомниться как своим гражданам, так и потомкам». Емельянов мог бы добавить, что этим его герой напоминал китайского императора Цинь Шихуанди, также помешенного на идее бессмертия и благодаря этому создавшего одно из чудес света – терракотовую армию. Емельянов сопоставляет легенды о 12 подвигах Геракла со сказаниями о герое Междуречья, находя интересные созвучия.

Самая интересная часть книги та, в которой автор прослеживает судьбу мифов о Гильгамеше после исчезновения ассиро-вавилонской культуры. Он показывает отголоски сказаний о нем в античности и в Средние века, рассказывает, как открывали заново Гильгамеша уже в XIX веке – после археологических раскопок, когда были найдены глиняные таблички с клинописью.

Емельянов выполнил важную задачу – рассмотрел использование сюжета о Гильгамеше в мировой культуре. Эпос о герое Междуречья с его поэзией, полный драматических переживаний, глубоких философских откровений, пришелся ко времени. На него откликались, как показывает автор, такие модные пророки, как Фрейд, Юнг, Штайнер. В эпоху модерна на Западе Гильгамешем с его поисками бессмертия и осознанием невозможности его достичь интересовались Рильке, Гессе, Томас Манн. Интересно анализирует Емельянов пародийный рассказ Станислава Лема «Гигамеш». Свидетельством музыкальных увлечений автора стал профессиональный разбор оратории чешского композитора Богуслава Мартину «Эпос о Гильгамеше».

Русская культура узнала о литературе Междуречья, в том числе о Гильгамеше в Серебряном веке. Экзотика ранее неизвестной древней восточной культуры привлекла внимание многих тогдашних столпов: и Ивана Бунина, и Дмитрия Мережковского. Николай Гумилев и Владимир Шилейко переводили эпос о Гильгамеше. Анна Ахматова писала стихи по мотивам сказаний Месопотамии и упоминала между прочим: «…Гильгамеш ты, Геракл, Гесер…» Все переплелось в 10–20-е годы в питерском кружке акмеистов и близких им поэтов, когда семейные и дружеские их связи оказались связанными с Шумером и Вавилонией.

Емельянов рассматривает историю русских переводов сказаний о Гильгамеше, сравнивает имеющиеся варианты и знакомит читателя с ныне забытым поэтом и переводчиком Александром Кондратьевым, первым подступившим к Гильгамешу. В приложении автор дает и свой образец перевода. Правда, в его русской «гильгамешиане» забыт художник-передвижник Вардгес Суренянц, введший барельеф о герое в задний фон своей знаменитой картины «Семирамида у трупа Ара Прекрасного».

Из недостатков книги можно отметить сложность ее восприятия для неподготовленного читателя, перегруженность малоизвестными реалиями. Лексика порой усложнена специфическими терминами, как историческими, так и новейшими, такими как «зоокод», «антропокод». Смущает и путаница с именами – Емельянов избрал такой способ повествования, когда один и тот же город или человек носит разные имена в зависимости от эпохи. Отсюда все эти Бильгамеш-Гильгамеш, Унук-Урук. Не хватает рассказа про происхождение шумеров, про их таинственный язык. Рассуждая о западных философах, которые не успели познакомиться с Гильгамешем, он упоминает о «долгожителе Шопенгауэре», каковым тот не был. Но в целом книга дает подробнейший перечень сведений о древнем герое, и потому будет интересна всем, кто увлекается историей древнего мира. Меня же по прочтении ее посетила такая мысль – думал ли Гильгамеш 4600 лет назад, стоя у берега Евфрата, что о нем будут рассуждать и писать спустя почти пять тысяч лет в далекой северной стране? 

Источник: ««НГ Exlibris»»
Автор: Максим Артемьев
Ссылка: http://www.ng.ru/non-fiction/2015-11-12/7_artemev.html
Дата публикации: 12.11.2015