«Слишком человеческое» или сумма христианства?

Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос: Биография. М.: «Молодая гвардия», Издательский дом «Познание», 2019. 650 с. Илл. — (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Книга митрополита Илариона, посвященная земной жизни Богочеловека Иисуса Христа, вызвала бурную реакцию в виртуальном общественно-информационном пространстве. Интернет вскипел возмущенной критикой как слева, так и справа. Причем с обеих сторон книга была воспринята как «кощунство»: для одних это покушение на доброе имя культовой в советское время серии «Жизнь замечательных людей», для вторых — покушение на основы христианской веры, лишение Иисуса Христа Божественной природы, низведение Сына Божия на один уровень с «замечательными людьми» человеческой истории, среди которых в «ЖЗЛ» не только положительные герои, но и злодеи.

Поразительно, как в том и другом случае камнем преткновения стала не сама книга, а серия, в которой она издана. О тех, для кого Христос не замечательная личность или вообще мифический персонаж вроде античных богов, мы здесь говорить не будем. Хотя, заметим, и на их старые выкладки митрополит Иларион подробно отвечает в самом начале своей книги. Поговорим о ревнителях издательского благочестия. Их критика книги «Иисус Христос: Биография», а точнее безосновательные нападки на нее и на ее автора, проходит под девизом советских времен «Не читал, но осуждаю» (взятом в качестве эпиграфа к одной из «критических» статей) — девизом многократно осмеянным, в том числе, надо думать, и теми многими комментаторами, кто так легко подписывается под этим лозунгом в отношении книги владыки Илариона. Не читая, «критики» по одному только названию и серийному «обрамлению» фантазируют, о чем говорится в книге, и тут же обрушиваются на собственные выдумки с разоблачениями, приписывая эти фантазии автору книги. Удивительно.

Меж тем уже в аннотации сам автор отвечает на подобные недоумения: Иисус Христос — истинный Бог и полноценный Человек, во всем, кроме греха, подобный прочим людям. И надо бы сказать: слава Богу, что митрополит Иларион издал свой труд в серии «ЖЗЛ». Рано или поздно такая книга в этой серии появилась бы — в светских авторах, предлагавших свои услуги для написания биографии Христа, недостатка у издательства не было. Слава Богу, что «Молодая гвардия» отдала пальму первенства в этой теме иерарху Русской Православной Церкви, доктору богословия, а не каким-нибудь современным последователям Ренана и Толстого или сочинителям с «альтернативным» подходом к истории.

Разгневанные «критики» пишут, что издание будет соблазном для неверующих, которые, увидев книгу «Иисус Христос» в серии «ЖЗЛ», утвердятся во мнении, будто Иисус Христос — всего лишь «замечательный человек» и не более того. А может быть, наоборот, спросим мы, взяв книгу и прочтя хотя бы треть, они убедятся, что Христос не обычный человек, а Богочеловек?

О человеческую природу Христа вот уже два тысячелетия соблазняются человеческие множества. Соблазнились «первосвященники и фарисеи», соблазнились рядовые иудеи, кричавшие «Распни Его!», соблазнились Его ученики, в страхе бежавшие при аресте Учителя, соблазнились монофизиты, для которых Его человечество было фикцией, соблазняются язычники, для которых Бог не может быть человеком. Теперь оказалось, что и для некоторых христиан человечность Иисуса, подчеркнутая названием серии, тоже соблазн. «Критики» хватаются за голову: книга митрополита Илариона унижает Христа! Однако способен ли хоть кто-то из людей «унизить» Богочеловека больше, чем унизил Себя Он Сам, воплотившись в смертном теле, отдав Себя на поругание, истязание и позорнейшую казнь на кресте между двумя разбойниками? Богословское понятие «кеносис» — самоумаление, унижение Бога в схождении Его на землю — именно об этом. «И к злодеям причтен» (Мк. 15:28) — это не о книге митрополита Илариона, а о произошедшем две тысячи лет назад, ибо «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21).

«Юродством проповеди» можно назвать и биографию Христа в серии «ЖЗЛ». Ведь издание обращено главным образом не к воцерковленной публике, а к маловерующей или вовсе неверующей, хотя и христианин обрящет в нем для себя немало. Что серия? Всего лишь форма для невместимого содержания. Кощунственной при желании можно счесть и всю мировую светскую живопись, изображающую Христа — точнее, Его человеческое тело, ибо изобразить Божество живопись неспособна. Кощунственными при желании можно счесть и распятия с традиционной табличкой «INRI»: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Царь иудейский?! Да это же насмешка над Царем Небесного Царства. Меж тем табличка эта, найденная вместе с Крестом императрицей Еленой, почиталась христианами тех веков как святыня.
«Блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лк. 7:23).

Но, пожалуй, книга разочарует тех, кто захочет найти в ней только человеческое или даже «слишком человеческое» Иисуса Христа, кто будет искать в ней продолжения череды антихристианских «Жизней Христа», писанных Гегелем, Ренаном, Штраусом и иными. Аннотация предупреждает: это необычная для «ЖЗЛ» книга. Многократно пишет и автор: Иисус — необычный Человек. Это личность, «какой в истории не бывало ни до, ни после». «Многие поступки и слова Иисуса не вписываются в обычную человеческую логику, а оказываются прямо противоположны ей». «В лице Иисуса земные люди, мужчины и женщины, встречали Того, Чьи слова и действия превосходили их разумение».

Митрополит Иларион не пытается задвинуть в тень четырех биографов Иисуса, признанных и почитаемых всем христианским миром. Он не раздирает Евангелия на цитаты, разделяя Человека и Бога. Его книга — подробный богословский и исторический комментарий к Евангелиям, «путешествие по страницам евангельского текста», как определяет сам автор. Он выстраивает последовательный и непротиворечивый ход событий, описанных по-разному в разных Евангелиях. Он дает возможность читателю погрузиться в созерцание той грандиозной картины — «за Иисусом ходили толпы», города пустели, когда там проходил Он, — полной драматизма, конфликтных ситуаций, ситуаций непонимания и недоумения, сложных переплетений обыденного, религиозного, политического, — словом, той уникальной исторической картины, какую являли собой крохотные Иудея и Галилея в те годы, когда по их земле ходил Христос.

Но христианство, Церковь шире Евангелий, ведь, как пишет автор, то, что кажется метафорами и символами в тексте Евангелий, только в Церкви становится реальностью. Можно говорить о том, что книга митрополита Илариона — это богословское изложение основ христианства в популярной (но отнюдь не примитивной) форме. Тем более что базой для нее послужил шеститомный труд владыки «Иисус Христос: жизнь и учение», изданный прежде.

В главах книги — вся сумма христианства.

Глава «Нагорная проповедь» — сверхъестественная этика христианства, понятная лишь в том случае, если воспринимать слова Иисуса «так, как Он Сам их представлял — как слова Бога». Исполнение же заповедей Христа невозможно «без благодатной помощи Бога и без содействия церковной общины».

Глава «Чудеса Иисуса Христа» — мистика христианства, опыт которой доступен любому верующему в молитве и в той «особой силе, которая действует в христианской общине» — чудотворный «плод соработничества Бога и человека». «Атмосфера чуда, возникшая вокруг Иисуса при Его жизни… в основанной Им Церкви сохраняется по сей день».

Глава «Притчи Иисуса Христа» — Благая весть о Царстве Небесном и спасении через веру в Сына Божия. Царство Божье — этим «странным, таинственным словосочетанием» обозначается реальность, которую Иисус принес людям, реальность, прорастающая внутри сердца человеческого, там, где человек, ищущий Бога, соприкасается с Ним, и приносящая плод спасения.

Главы «Агнец Божий» и «Последние дни перед арестом» — учение о Церкви, новая религия благодати, которая идет на смену старой религии закона, демонтируемой Христом в Своем земном служении. Новая религия и новый литургический культ, который соединяет человека и Бога не только в ритуале и молитве, но самым прямым, непосредственным образом — через вкушение плоти и крови Христа.

Глава «Арест, суд, распятие, погребение» — новое откровение о Боге и ответ Бога на главный вопрос человечества: почему страдают и умирают люди? В изложении владыки Илариона этот ответ звучит необычно и парадоксально: «Не Бог заставляет человека страдать, а человек заставляет Бога страдать». Ведь человек, созданный Им для блаженства, превратил мир в ад, и Господь сострадает каждому страдающему Своему творению. Вершиной этого страдания-сострадания стала мучительнейшая смерть Христа на кресте. Бог разделяет с человеком все муки его жизни и протягивает ему канат спасения — веру, крещение, Евхаристию. «Такого Бога человечество узнало впервые» — в лице распятого Богочеловека Иисуса Христа.

И наконец, глава «Воскресение» — квинтэссенция христианства: победа над смертью. Событие, засвидетельствованное сотнями очевидцев, которым являлся Воскресший. Ставшее краеугольным камнем новой религии. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Но проповедь не тщетна, и христианство завоевало себе весь мир.

Человек Иисус Христос неотделим от Своей Божественной сущности. Как неотделим Он и от Бога-Отца и от Духа Святого. Троичность христианского Бога ни на волос не затушевывается автором книги в угоду светскому восприятию и светской адресации серии, для которой он изначально предназначал свой труд. А Иисус предстает на страницах книги как идеал человека, обладающего всем спектром чувств и переживаний и одновременно — абсолютным совершенством. Поэтому следует признать: для серии «ЖЗЛ» книга «Иисус Христос» стала несомненным украшением. «Молодая гвардия» рискнула — и, думается, не прогадала.

Источник: «Издательский Совет Русской Православной Церкви»
Автор: Наталья Иртенина
Ссылка: http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID=191913
Дата публикации: 11.04.2019

Книги