Викторианский хит-парад

Максим Чертанов. Диккенс. — Москва: Молодая гвардия, 2015.

Диккенс — это английское «все». Такое же «все», как Шекспир. Хотя, почему только английское? Непри­миримый борец со злом во всех его формах и видах, враг чиновничьего беспредела, политического лице­мерия и судебного крючкотвор­ства, ненавистник Голода, Невеже­ства и Нищеты, Диккенс — это обще­человеческое «все». Но, как и у большинства классиков его ранга и «веса», у Диккенса в наши дни есть серьезная проблема — его не читают. А зачем? Мистер Пиквик и Оливер Твист уже прописались в коллективном бессознательном, их имена известны, а детали и под­робности… Да кому они нужны се­годня, те подробности?! В век бе­шеных скоростей, коротких смс-сообщений и иллюстрированных сайтов Диккенс смотрится черес­чур громоздко, тяжеловесно и на­зидательно. Поэтому, взявшись за свою новую книгу из серии «ЖЗЛ», Максим Чертанов, автор жизне­описаний Конан Дойла, Уэллса, Твена, Хемингуэя, поставил перед собой цель составить не только в меру подробную биографию писа­теля, но и своеобразную «дорож­ную карту» его романов, дабы под­сказать современному читателю, с какого произведения лучше на­чать знакомство с Диккенсом, а что и на потом можно отложить.

Лидером этого импровизирован­ного хит-парада оказались «Боль­шие надежды». В первую пятерку вошли также «Жизнь Дэвида Копперфилда», «Тайна Эдвина Друда», «Крошка Доррит» и «Повесть о двух городах». Автор дает неофи­там вполне дельные рекоменда­ции: на какие детали обращать внимание, как трактовать те или иные сцены и даже в каких декора­циях читать: в метро — ни-ни, толь­ко дома, в тишине, под теплым пле­дом, с тарелкой бутербродов.

Возможно, «Диккенс» слегка пе­регружен цитатами, но если воспри­нимать их как прививку, как плав­ное вхождение в неспешный викто­рианский мир, то оно даже и ничего.

Но самое интересное, что есть в книге, — это, конечно же, сам Чарлз Диккенс, такой, каким его пред­ставляет остроумный и непредвзя­тый биограф. Противоречивый и неоднозначный до головокруже­ния, великий англичанин постоян­но ставит нас в тупик. Певец семей­ного очага и домашнего уюта, сво­их собственных родных он тира­нил беспощадно: сыновей сослал в заморские колонии, жену бросил. Громче всех кричал о необходимо­сти всеобщего образования, на сво­их же детях явно экономил. При этом всю жизнь активно занимал­ся благотворительностью: основал фонд помощи пожилым и неиму­щим писателям и художникам и приют для женщин «Урания», во время Крымской войны отправлял на фронт сушилки для перевязоч­ных материалов, оплачивал долги своего кутилы-отца, поддерживал братьев и их многочисленные се­мьи. Ненавидел рабство, но в Граж­данской войне между Севером и Югом в США принял сторону кон­федератов. Бесконечно говорил о правах рабочих, но забастовки по­рицал. И таким образом превратил собственную жизнь в роман с весь­ма запутанным сюжетом и, увы, не слишком счастливым концом.

Источник: ««Учительская газета»»
Автор: Анна Хрусталева
Ссылка: http://www.ug.ru/archive/63048
Дата публикации: 15.12.2015