0
Ваша корзина пуста
серии

Махов Александр Борисович

3 отзыва

МАХОВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ — историк литературы и искусства, бывший дипломат, проработавший в Италии 30 лет. Переводчик стихов Микеланджело, обладатель золотой медали Итальянской республики за переводы итальянских поэтов. Сейчас он живет в России, но по-прежнему часто бывает в Италии, с которой теперь его связывает сотрудничество в области литературы и искусства. Автор биографий великих итальянских художников — Тициана, Караваджо, Рафаэля, Микеланджело — вышедших в серии «ЖЗЛ». Ушел из жизни 10 октября 2019 года.

Отзывы и рецензии на книги автора

Отрицательные качества
Стр. 107: турецкий султан Мехмед Второй почему-то назван пашой. Стр. 159: год 1504 передан римскими цифрами MDIIII.
Комментарий (резюме / вывод)
Это пятая книга маэстро Александра Махова в ЖЗЛ и, очень хочется надеяться, не последняя. Как и предыдущие, она посвящена итальянскому художнику эпохи Возрождения (для уточнения — герой книги «Караваджо», правда, не укладывается во временные границы, как и стилистически, в Ренессанс, но близок к нему). На сей раз выдающийся искусствовед, писатель и переводчик представил нашему жадному вниманию не самого привычного героя — Джорджоне да Кастельфранко. Но «непривычность» только из-за не столь знаменитого для обычного читателя имени, как, например, Леонардо, Рафаэль или Микеланджело. Однако это только на первый взгляд. Любой школьник знает как минимум одно великое произведение Джорджоне — «Спящую Венеру», хотя не каждый назовёт имя её создателя. Я как раз такой бывший школьник, а нынче рядовой читатель, но с детства знал четыре картины Джорджоне, т.к. на книжных полках родителей стояла чёрная сталинско-хрущёвская Большая Советская Энциклопедия. Там среди репродукций Джорджоне можно было найти не только «Спящую Венеру», но и «Сельский концерт», «Грозу» и, естественно, эрмитажную «Юдифь», которую со временем удалось увидеть и воочию в Ленинграде. Увы, до Дрездена добраться не удалось, до Венеции и Парижа (где хранятся «Гроза» и «Концерт») — тоже, но любовь к этому художнику росла и росла, дойдя даже до такой парадоксальной (а для кого-то и кощунственной) стадии, когда я стал считать именно Джорджоне третьим живописцем Возрождения, сместив с этой позиции Микеланджело (как скульптора и монументалиста, а не станкового живописца), Боттичелли (за меньшую глубину мысли и отсутствие флёра загадочности) и даже Тициана (более помпезного, но куда менее поэтичного, чем его старший товарищ из Венеции). Я заранее знал, что книга о Джорджоне не может быть объёмной: ведь гениальный мастер жил меньше Рафаэля, а известно о его жизни почти ничего. Зато был уверен, что Александр Борисович выжмет из темы всё, что можно, и блестяще передаст нам как своё представление о великом художнике, так и знания о его творчестве. И я не ошибся: очередная книга А. Б. Махова прочитана с большим удовольствием, как пир души, тридцатитрёхлетний жизненный путь венецианского гения освещён в ней максимально, а исторический фон и особенности творчества — тем более. Через этот ресурс передаю Александру Борисовичу свои благодарность и бесконечное уважение, а также надежду на встречи с другими художниками итальянского Возрождения (особенно надеюсь на Веронезе и Тинторетто).
Джорджоне
Джорджоне
Курукин И. В.
Комментарий (резюме / вывод)
замечательно написанная биография великого человека!!!
Рафаэль
Рафаэль
Курукин И. В.
Положительные качества
Александр Махов — один из крупнейших итальянистов нашего времени. Переводчик и знаток итальянской культуры. Сам — фигура не менее интересная и живая, чем те персонажи, о которых он нам поведал!
Отрицательные качества
Жалко, что книга такая маленькая!
Джорджоне
Джорджоне
Курукин И. В.
Положительные качества
Великолепный подарок, надеюсь, уже к Новому году! Спасибо Александру Борисовичу за то, что он не сдаётся, продолжает разрабатывать драгоценную жилу итальянского возрождения и за столь оригинальный, даже неожиданный, но закономерный выбор нового героя для ЖЗЛ. Жду с нетерпением.
Джорджоне
Джорджоне
Курукин И. В.
Комментарий (резюме / вывод)
В ряду книг о величайшем мастере Возрождения, среди авторов которых Вазари и Стендаль, Ромен Роллан и Ирвинг Стоун, Алексей Дживелегов и Марсель Брион, последняя работа Александра Махова уж точно не затеряется. Более того, она, на мой взгляд, превосходит в художественном отношении всё перечисленное, кроме, пожалуй, романа «Муки и радости», а в научном отношении, в смысле полноты и всесторонности показа жизни и творческих подвигов Микеланджело, выше всего перечисленного мною (я не претендую на полноту списка). Более того, где ещё в истории ЖЗЛ вы прочитаете книгу, значительная часть которой написана стихами (это, правда, касается не авторского текста, а вымышленных моно- и диалогов героя и его окружения)? К тому же, ни один из авторитетов прошлого, писавший о Буонарроти, не уделял столь пристальное внимание его поэзии, а ведь и сами итальянцы только теперь начинают осознавать Микеланджело как второго после Данте поэта своей страны. И по праву: чтобы убедиться в этом возьмите в одну руку томик хвалёного Петрарки, а в другую Микеланджело (которого, кстати, именно А. Махов наиболее полно перевёл на русский), и вам станет ясно, чья поэзия глубже и ближе человеку 21 века. Считаю эту книгу выдающегося русского учёного и, очевидно, главного знатока итальянской культуры в России, лучшей из четырёх написанных им для ЖЗЛ биографий и одной из лучших в истории серии вообще. Очень хочется пожелать автору, несмотря на весьма солидный возраст, продолжить работу над книгами о титанах Возрождения. В качестве пятой в этот ряд явно напрашивается имя Леонардо да Винчи (книга А. Гастева невыносимо скучна и суха, работа француженки Софи Шово на её фоне выигрывает, но уж слишком мала для такого гиганта, как Леонардо). Моё же субъективное пожелание Александру Борисовичу — обратить внимание на литераторов Италии. В ЖЗЛ никогда не было биографий того же Петрарки, Ариосто или Боккаччо. Очень хочется надеяться, что он сможет порадовать нас, своих благодарных читателей, новыми блестящими произведениями, и дай, Боже, ему сил и здоровья для их создания!
Микеланджело
Микеланджело
Курукин И. В.