Сын плотника. Как Христос

Образ героя Гражданской войны, знаменитого начдива Василия Ивановича Чапаева (1887—1919) давно уже пребывает в мифологическом ореоле. Он сын плотника, как Христос. Он упал с колокольни, но остался без царапины, словно персонаж русской сказки. В народном представлении он сейчас в основном герой бесчисленного множества анекдотов, и мало кто вспоминает про когда-то культовый роман Фурманова (1923) и снятый по его мотивам фильм (1934), который Сталин менее чем за полтора года посмотрел аж 38 раз. В своей книге «Чапаев» Павел Аптекарь предпринял попытку воссоздать подлинное лицо этого сложного и противоречивого человека.

— Павел Александрович, как вы отделяли правду от вымысла?

— Есть такое выражение — «баян», то есть легенда. Задача историка — все это проверять, рискуя приобрести прозвище «мрази конченой». В случае с Чапаевым легенд действительно много — в том числе история с падением c колокольни. Но об отце известно точно: он был крестьянином деревни Будайки Чебоксарского уезда. Однако прокормить семью не мог, у него был очень маленький надел. И поэтому занимался плотницким ремеслом, семейная артель, в которой работал Василий и его братья, пользовалась спросом.

— Это была бедная семья… Сам Чапаев признавался, что в детстве был несчастлив.

— По тем временам это была типичная крестьянская семья. Люди трудились всю жизнь, но достатка не имели. Они переехали из Будайки в Балаково (сейчас это город в Саратовской области), потому что в Будайке было мало работы. В Балакове сняли сначала угол, потом полдома: сказать, что они не вылезали из нужды, нельзя.

Василий Иванович Чапаев (1887—1919)

— А потом Василия отдали в церковно-приходскую школу, где он однажды чуть не замерз до смерти.

— Как рассказывают родственники, ныне живущие в Балакове, по соседству нашелся священник, который приходился родней матери Чапаева. А образование тогда давало ребенку социальный лифт. И родители с радостью отдали сына под покровительство родственника в школу. Тогда в учебных учреждениях детей за непослушание сажали в карцер. В гимназиях это была просто комната, где ребенка оставляли одного. И можно было попросить сторожа сбегать за булкой и чаем. А этот церковно-приходской карцер был неотапливаемым, насквозь продуваемым помещением наверху колокольни. И вот туда поместили 11-летнего ребенка без верхней одежды и обуви.

— За что?

— Вася был мальчик очень живой. Играл, проказничал. За что конкретно — непонятно, скорее всего, по совокупности «заслуг». Стоял лютый мороз. Милости он дожидаться не стал, выбил телом стекло и упал в сугроб. Добрые люди дали ему какой-то тулупчик, шапку, чтобы он не замерз, так он добрался до дома. Учение, конечно, прекратилось. Василий лечился от простуды до весны.

Одно из первых изданий книги Дмитрия Фурманова «Чапаев» (1923)

«ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ»

— Как появилась фамилия Чапаев?

— Изначально «чепай» — это «цепляй». Это слово привязалось прозвищем к деду Василия Ивановича, который занимался тем, что сплавлял лес и ему приходилось цеплять бревна. До 1930-х годов фамилия Чапаев писалась как Чепаев. В 1930 году в Самаре вышла книга «Чепаев и чепаевцы» Арсения Михайлова, который лично знал Василия Ивановича. И всё же прижился вариант Фурманова, автора романа «Чапаев» (1923). Ему нравилось через «а».

— Почему именно Чапаеа стал героем анекдотов, а не Котовский, не Щорс?

— Одно время в анекдотах фигурировал Блюхер, но это было связано с небанальностью его фамилии. Всенародную славу Чапаеву принес, во-первых, роман Фурманова, а во-вторых, фильм, который вышел в 1934 году. Сталин менее чем за полтора года посмотрел его 38 раз. Мы знаем об этом благодаря свидетельству Бориса Шумяцкого, который руководил тогда советским кинематографом. Когда пропаганда активно продвигала фильм «Мы из Кронштадта», тоже достаточно известный, про других героев революции, Сталин сказал кулуарно, что не надо так превозносить этот фильм, он слабее «Чапаева».

«Чапаев» же был размножен в огромном количестве копий. До конца 1930-х его посмотрели от 45 до 60 миллионов человек. Фильм был звуковой, но у многих кинотеатров тогда не было технической возможности показывать кино со звуком, и для них изготовили немую версию. Дело и в искусстве сценария, и в самих съемках. Нельзя принижать и роли Фурманова, который создал Чапаева — человека из народных масс. Кинематографисты и Борис Бабочкин (исполнитель роли начдива) сделали образ ярким и рельефным.

Дмитрий Андреевич Фурманов (1891—1926)

— Думается, здесь есть и заслуга самого Чапая. Харизма передалась ему по наследству, от деда.

— Дед Степан Гаврилов был выразительным человеком. Ему было всего 34 года, когда его выбрали старостой, и он служил посредником в выплате выкупных платежей между помещицей и мужиками. Лишился своего положения он случайно. Однажды перевозил иконы, и одна выпала на дорогу сквозь щель. Икону обнаружил священник, который ехал следом, и Степан получил срок, можно сказать, «за оскорбление чувств верующих». Что интересно, сам Василий Иванович мог точно так же сесть за богохульство. Есть легенда, что он некоторое время работал в иконописной мастерской. Ему заказали икону Николая Чудотворца, а он изобразил человека с усами и с шашкой, то есть себя в будущем.

— Известно, что Сталин сам вносил правки в сценарий фильма.

— Да, Сталин настоял на том, чтобы в сценарий ввели романтическую линию между Петькой и Анкой, мол, без этого фильм будет ходульный. И оказался прав! А в процессе просмотра Сталин и Ворошилов потребовали вырезать место, где Чапаев говорит, что сможет командовать вооруженными силами в мировом масштабе. Видимо, углядели в этой фразе покушение на свои прерогативы. В итоговой версии Чапаев заявляет, что не может командовать мировыми силами, потому что не знает иностранных языков.

Д. Фурманов и В. Чапаев с бойцами и командирами дивизии после боев за Уфу. Июнь 1919 года

ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК И БЕССМЕРТИЕ В ПОДАРОК

— А кто они — Петька и Анка-пулеметчица?

— Петька был никак не адъютантом Чапаева, а начальником связи. Это был, как и Чапаев, «самовыдвиженец», который в Первую мировую получил унтер-офицерский чин, а потом сделал карьеру в чапаевской дивизии. Чапаев понимал, что при растянутом на 250 км фронте связь очень важна. Поэтому очень заботился, чтобы работа либо конных посыльных, либо телефонной связи с позициями была хорошо налажена. И за это отвечал Петр Исаев. Прототипом Анки была боец Иваново-Вознесенского полка Мария Попова. Романа между ними, конечно, никакого не было. Романтическая история была у самого Чапаева с Анной, женой Фурманова, урожденной Стешенко.

— Говорят, Чапаев увидел Фурманова с женой Анной в постели и воспылал…

— Какой-то роман был. Но скорее в письмах, даже в записках, чем реальный. Как пишет Фурманов в воспоминаниях, однажды жена показала ему записку от Василия Ивановича, где он подписался как «л…й вас». Имеется в виду, конечно, «любящий». По этому поводу вспыхнула гневная переписка между мужчинами, где Фурманов разгромил Чапаева с высоты своего литературного таланта.

Дмитрий Фурманов и Анна Стешенко

— Вообще Чапаев был резко против, чтобы жены находились при мужьях на фронте, как это было у Фурмановых.

— Может быть, он так и говорил, но к нему самому на фронт приезжала вторая жена Пелагея Камишкерцева — неоднократно.

— Может, он ее не принимал в расчет, потому что не любил.

— Да, Чапаев страстно любил свою первую жену Пелагею Метлину, которая ушла из-за тяжелого характера свекра. А Василий не мог ее защитить, потому что воевал на Первой мировой войне. Они сходились-расходились, но в итоге она выбрала другого. А вторая Пелагея — он взял ее, потому что обещал другу, погибшему на войне Петру Камишкерцеву, что, если того убьют, позаботится о его детях. А в придачу к детям пришлось взять к себе в дом и их маму. Долг чести, так сказать. Влюблен он был в Анну Фурманову. В результате конфликта Фурманову пришлось уехать с фронта — в августе, незадолго до трагедии (казачий отряд полковника Бородина неожиданно зашел в тыл штабу чапаевской дивизии.). Он спас себе жизнь, а Чапаеву подарил бессмертие в памяти народа. Если бы 5 сентября 1919 года они были рядом, романа о Чапаеве мы бы не увидели.

Борис Андреевич Бабочкин (1904—1975) в роли Чапаева

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

— Что скажете о реальных заслугах Чапаева? Есть мнение, что он был не самым сильным полководцем. Просто удачно встретил на войне своего биографа Фурманова.

— Да, есть герои Гражданской войны, которые на поле боя были более успешны. У Чапаева был только один орден Красного Знамени, в то время как другие становились его кавалерами трижды или четырежды. Но надо понимать, что заслуги вообще трудно сравнивать. Чапаев руководил стрелковой дивизией, которая была равна по мощности двум обычным. Всего дивизий в Красной Армии было около семидесяти. Определенно он был выдающимся военачальником.

— И у него были конфликтные отношения с Тихоном Хвесиным, его «боссом», главнокомандующим Четвертой армии Восточного фронта. Есть мнение, что Хвесин завидовал популярному у солдат Чапаеву и всячески ему вредил: не поставлял продовольствие и боеприпасы, когда дивизия испытывала нужду…

— Значительная часть истории Гражданской войны — о том, как Красная Армия голодала и испытывала острый недостаток в боеприпасах и обмундировании. Рапортов об этом огромное количество — не только от дивизии Чапаева. Чапаев был под руководством Хвесина недолго — с лета по осень 1918 года. После этого Чапаев как раз ненадолго отправился в военную академию, а когда вернулся, уже оказался под началом Михаила Васильевича Фрунзе, который к комдиву относился очень хорошо.

«Где должен быть командир?!»

— Какая версия гибели Чапаева самая убедительная? Самая популярная — что он раненый плыл через Урал и утонул.

— Одни говорят, что он прыгнул в реку, хотя к тому моменту был, возможно, даже дважды ранен. Другие говорят, что, тяжелораненый, он сам плыть не мог, поэтому его положили на створку ворот и пытались переправить через реку, но он умер от потери крови. В силу того, что Урал неоднократно менял русло, найти захоронение теперь крайне трудно. Возможно, он где-то покоится в прибрежном песке.

— А не предпринимались попытки разыскать могилу?

— Попытки предпринимались сразу, после того как уральские казаки были выкошены эпидемией тифа, а после Гражданской войны идею забросили: всех интересовал символический Чапай, а не реальный человек.

Читайте также:

«Несостоявшийся корниловец». «Независимая газета» — о книге Павла Аптекаря «Чапаев».

Вячеслав Бондаренко: «Гражданская как война богатых с бедными — байка даже не для школьников, а для детского сада».

Книги

Статьи