Ваша корзина пуста
серии
Теги

Борьба с беспамятством

К столетию «Молодой гвардии»: Алексей Варламов.

Известный писатель, доктор филологических наук, ректор Литературного института имени А. М. Горького, постоянный автор и большой друг «Молодой гвардии» Алексей Варламов подчеркивает невероятную отзывчивость серии «ЖЗЛ», для которой он написал уже восемь книг («Пришвин», «Александр Грин», «Алексей Толстой», «Григорий Распутин», «Михаил Булгаков», «Андрей Платонов», «Шукшин», «Розанов»).

Речь об отзывчивости на то, что интересно в русской истории. Варламов приводит пример: «К Григорию Распутину можно относиться как угодно — любить его, ненавидеть. Чего нельзя сделать — так это выкинуть его из русской истории».

Алексей Николаевич рассказывает, что в его семье было немало книг серии «ЖЗЛ», но, например, биографии Некрасова, Лермонтова, Пушкина он прочел позднее, а первыми были для него книги о Сальвадоре Альенде и Че Геваре. Всё дело в том, что в школьные годы он посещал в Дворце пионеров на Ленинских горах Клуб интернациональной дружбы (КИД), где изучал испанский язык. Это было страноведение с упором не на закрытую для СССР Испанию, а на Латинскую Америку. Куба, Чили — это тогда было очень популярно.

Только спустя много лет Варламов узнал, что автор ряда биографий латиноамериканских деятелей в «ЖЗЛ» Лаврецкий был на самом деле советским разведчиком Иосифом Григулевичем. Когда уже в ХХI веке в «ЖЗЛ» вышла книга уже о самом Григулевиче, Варламов ее также с интересом прочитал.

«В советскую эпоху тиражи книг серии “ЖЗЛ” были, конечно, совсем другими. И зарабатывали авторы “ЖЗЛ” на порядок больше. Но такого разнообразия тогда не было. И потому, считаю, расцвет “ЖЗЛ” приходится на наше время», — говорит Варламов.

«Задача гуманитарного образования — делать людей шире, — считает Варламов. — И “ЖЗЛ” как раз дает такую необходимую ширину. Мне очень нравится стремление “ЖЗЛ” к огромному охвату. История в лицах — лицах самых разных, противоречивых…»

Смотрите также: Алексей Варламов. Чудеса литературы

О гранях биографического жанра Алексей Николаевич готов рассуждать, кажется, бесконечно: «“ЖЗЛ” — это всегда портрет героя на фоне эпохи. Всегда причудливая смесь художественности и документальности (документальный материал приобретает художественную природу). Всякий раз особая драматургия между автором книги и ее героем. Самые удачные книги, это когда автор слушает своего героя. Поэтому, когда я пишу для “ЖЗЛ”, я всегда думаю о читателе. Когда пишу роман — нет. Тут мне просто важно высказаться…

Биография в идеале — пьеса. Автор “ЖЗЛ” должен дать слово своим героям — главному, второстепенным. То есть задача автора — просто быть честным…»

Варламов вспоминает о своей художественной книге «Затонувший ковчег», вышедшей в 2002 году в молодогвардейской серии «Проза века» (иллюстрации были выполнены художником Владимиром Гальдяевым), и о первой своей книге в «ЖЗЛ» — биографии Пришвина, которым он много занимался, — и о предложении главного редактора А. В. Петрова (1959—2021) взяться после Пришвина вовсе не за Паустовского, а за Александра Грина и Алексея Толстого. Так Варламов почувствовал себя профессиональным писателем. Он вспоминает: «Вот договор, аванс — пиши!.. Нравится тебе что-то, не нравится — это не профессиональный разговор. Получил техническое задание — выполняй!»

Поздравляя «Молодую гвардию» с грандиозным юбилеем, Варламов признается, что счастлив ощущать себя маленькой частью издательства. «Столетие “Молодой гвардии” — это выдающееся событие в русской культуре. “ЖЗЛ” словно оживляет историю, вызывает из небытия ушедшие тени. Придает истории то измерение, которое позволяет ей встать вровень с нами. Борется с беспамятством — болезнью куда более опасной, чем любой коронавирус.

Книги “ЖЗЛ” — результат творчества многих людей (герой + автор + редакторы, художники, корректоры, многие другие сотрудники издательства). И сегодня наш общий праздник. Общее дело, о котором писал русский космист Николай Федоров: воскрешать отцов… Наше общее, федоровское, дело».