Ваша корзина пуста
серии
Теги

Эстафетный факел

В 2017 году нашему издательству исполняется 95 лет. За эти годы изданы два с половиной миллиарда книг, которые оставили заметный след в жизни нескольких поколений не только читателей, но и писателей. О вехах сотрудничества с «Молодой гвардией», об истории написания своих книг — вспоминают наши авторы.

Петр Люкимсон — писатель, журналист:

— Так случилось, что впервые с книгами серии «ЖЗЛ» я столкнулся, когда учился в шестом классе. В очередной раз не сделав домашнего задания по математике, я решил, что идти на урок незачем, укрылся между шкафами в школьной библиотеке, и когда, наконец, прозвенел звонок, остался в ней в полном одиночестве. Бродя между стеллажами, я и наткнулся на целых две полки, уставленные книгами с белым факелом на сером корешке.

Я взял наугад одну из них — это оказалась биография украинской писательницы Марко Вовчок, — и зачитался так, что не услышал ни звонка на перемену, ни еще двух или трех следующих звонков.

Избиение младенцев. Маттео ди Джованни, 1488

С тех пор книги «ЖЗЛ», в основном о писателях и ученых, стали излюбленным моим чтивом и в значительной степени сформировали и мое мировоззрение, и жизненные принципы — очень уж хотелось быть похожим на их героев.

Думаю, нечто похожее могут рассказать многие представители моего, да и не только моего поколения. Сколько мальчишек и девчонок зачитывались этими книгами и нередко именно благодаря им выбирали свой путь в жизни!

А вот мой личный роман с серией «ЖЗЛ» начался в 2009 году, когда у меня возникла идея написать серию биографий библейских персонажей, в историческом существовании которых можно с большой степенью вероятности можно быть уверенным. И первой в этом ряду была, безусловно, фигура пророка Моисея. Мне хотелось свести под одной обложкой библейский текст с фольклором, наукой и археологией, то есть сделать нечто подобное тому, что некогда сделал Зенон Косидовский, но в куда большем масштабе.

Моисей работы Микеланджело

Помнится, я просто зашел на интернет-форум поклонников серии «ЖЗЛ» и задал вопрос о том, к кому можно обратиться с подобной идеей. Не прошло и суток, как со мной связался Вадим Викторович Эрлихман, предложивший обсудить эту идею. Вместе мы разработали формат такой книги: никакой беллетристики, представление всех существующих точек зрения на жизнь героя и соблюдение баланса между ними.

Не скрою, что такая открытость редакции к контактам и новым идеям приятно удивили. Как и ее отказ от любой сенсационности и спекуляций, ориентация на вдумчивого, образованного читателя — того самого HomoLegos, Человека Читающего, на котором стоит любая культура.

Сала́х ад-Ди́н Юсуф ибн Айюб

Но еще более приятным сюрпризом стало знакомство с Екатериной Сергеевной Писаревой.

К тому времени у меня уже был накоплен богатый опыт общения с издательствами, и я, еще успевший застать традиции книгоиздания советского времени, с грустью наблюдал за их печальной агонией.

В 2000-х годах книжная индустрия превратилась в гигантскую «топку». Количество выпускаемых наименований книг по сравнению с 1990-ми (не говоря уже о 1980-х) возросло в разы, но при этом заметно снизилось и качество книг — относящихся как к художественной, так и к научно-популярной и научной литературе.

Царь Давид

Время на подготовку книги к печати обычно давалось минимальное, и при этом функцию редактора во многих издательствах свели к минимуму, переложив ее в значительной степени на плечи самого автора. И это притом, что давно известно: даже самый великолепный стилист не может редактировать себя сам! И в этом смысле работа с издательством «Молодая гвардия» разительно отличалась от моего прежнего опыта.

Екатерина Сергеевна, просто Катя, оказалась редактором той самой старой школы, по которой я так истосковался. В какой-то степени она оказалась соавтором «Моисея» и всех остальных моих книг, вышедших в серии «ЖЗЛ». Без ее вдумчивой кропотливой работы эти книги были бы другими. И что больше всего поражало — ее деликатность. Она никогда не делала какие-либо замечания в ультимативном форме — это всегда было в форме рекомендации, доброго совета, и если между нами и возникали споры, то они всегда заканчивались конструктивным компромиссом.

Зигмунд Фрейд (1856−1939)

Думаю, в этом и заключается миссия серии «ЖЗЛ» и издательства «Молодая гвардия» в целом: его сотрудники выступают в качестве хранителей тех вечных традиций издательского дела, его высоких стандартов, без которых невозможно существование книжного текста ни на одном носителе. Пройдет немного времени, сетевая литература вырастет из своих коротких штанишек и так же осознает всю значимость этих традиций и призовет их хранителей себе в помощь. Более того: уверен, что это произойдет уже в следующем десятилетии нашего века.

В заключение хочется сказать несколько слов о коллективе «Молодой гвардии», с которым мне, несмотря на разделяющее нас расстояние, довелось познакомиться лично. Признаюсь, давно уже я не чувствовал себя так уютно, как в кругу этих людей, оказавшихся подлинными представителями русской интеллигенции в том высоком смысле этого слова, который, увы, стал порою забываться. Было ясное ощущение того, что между ними и теми, кто начинал эту серию почти сто лет назад, и теми, кто вместе с Максимом Горьким возрождал ее в 1933-м, существует неразрывное духовное родство. То самое, которое выше любого родства по крови. То самое, на котором, собственно говоря, и стоит человечество и которое обеспечивает его будущее.

Соломон. Гравюра Густава Доре

Так что за будущее серии «ЖЗЛ» я спокоен. Горящий на корешке книг эстафетный факел в надежных руках. И когда-нибудь будет передан в такие же надежные руки.