Ваша корзина пуста
серии
Теги

В Москве появилась улица Вартаняна

Каким был разведчик-нелегал Геворк Вартанян, предотвративший покушение на лидеров «Большой тройки» во время Тегеранской конференции в 1943 году, вспоминает автор его биографии Николай Долгополов.

Встреча лидеров антигитлеровской коалиции Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля в Тегеране могла закончиться трагедией, если бы не Геворк Вартанян. © РИА «Новости»

«Улица Вартаняна» — такой топоним теперь можно отыскать на картах Москвы. Название дали ранее безымянному участку между улицей Эдварда Грига и Проектируемым проездом № 816 в поселении Сосенское.

Геворк Вартанян и Николай Долгополов

— Присвоить имя Вартаняна этому месту — совершенно правильное решение, — считает историк разведки Николай Долгополов, много общавшийся с Геворком Андреевичем. — В районе находится школа № 2070, которая с 2020 года носит имя Вартаняна. В школе есть небольшой уютный музей, посвященный ему и его супруге, тоже разведчице Гоар Левоновне. Рядом высоченный памятник Геворку Андреевичу, под которым всегда лежат цветы. Так что это более чем логично.

Вартаняны жили в Москве с конца 1980-х, и столица стала для них второй родиной.

— Говорили, что у них два родных города: Москва и Ереван, — вспоминает Николай Михайлович. — Они были не только очень хорошими разведчиками, но и очень хорошими соседями. Когда только въехали в дом, поняли, что вокруг живут приятные, интеллигентные люди, но они абсолютно не общаются между собой. Тогда Геворк Андреевич взял на себя миссию всех познакомить.  Пошел по квартирам и пригласил соседей к себе на праздник. С тех пор они собирались не только у Вартаняна, но и друг у друга.

Долгополов неоднократно бывал дома у супругов-разведчиков — возле  станции метро «Проспект Мира».

— Когда пришел в первый раз, подумал, что это квартира людей, которые жили на Востоке. Всюду чувствовался персидский колорит: персидские миниатюры, несколько ковров, кувшины…

Предметы были напоминанием о тегеранском этапе жизни Вартанянов.

— Свою работу в разведке Геворк  Андреевич начал 4 февраля 1940-го именно в Тегеране. Эту дату он считал вторым своим днем рождения. В тот день он познакомился с нашим резидентом Иваном Ивановичем Агаянцем. Тот дал первое задание — организовать разведгруппу, и Вартанян блестяще справился.

За мобильность группу Вартаняна прозвали «Легкой кавалерией». 

— Они легко и быстро передвигались на ногах, потом пересели на велосипеды. Сначала велосипедов было мало, а потом, когда Агаянц понял, что группа успешная, им даже выделили один старый мотоцикл, который «кашлял», ломался, и Геворк Андреевич его всё время чинил.

«Легкая кавалерия» занималась наружным наблюдением. Следили за теми, кто мог быть завербован немцами: это были не только персы, но и японцы, и белогвардейцы. В 1942-м к группе присоединилась Гоар.

— Она была сестрой одного из парней в «Легкой кавалерии». Гоар поняла, почему брат постоянно исчезает из дома, попросила, чтобы ее тоже взяли в группу. Геворк Андреевич говорил, что у них сразу возникла симпатия. Это была любовь с первого взгляда. Но Гоар было 16, поэтому сразу пожениться они не могли.

Гоар Левоновна и Геворк Андреевич любили друг друга всю жизнь

В 1943-м Геворк Андреевич совершил свой первый в жизни подвиг. Немецкое командование задумало операцию «Длинный прыжок» для убийства лидеров антигитлеровской коалиции на Тегеранской конференции. Руководил диверсантами Отто Скорцени, тот самый, кто выкрал из заключения Бенито Муссолини. Но в Тегеране на пути оберштурмбаннфюрера СС встала «Легкая кавалерия».

— Семеро немецких диверсантов добрались до Тегерана и уже установили связь с Берлином, но группе Вартаняна удалось выйти на их след. Они сутками их искали, выслеживали, наконец выследили и рассказали об этом Агаянцу. Геворк Андреевич потом очень расстроился, что ему не дали возможности участвовать в их аресте. Но Иван Иванович сказал: «Ты свою работу уже выполнил».

В 1980-м на основе этих событий был снят фильм «Тегеран-43». Вартаняны снисходительно относились к неточностям в картине.

 — По их словам, единственный достоверный эпизод — когда немцы пытаются проникнуть к посольству через старинный тегеранский водопровод. Об остальном говорили если не с иронией, то с доброжелательностью.  Мол, мы понимаем — это художественный фильм. Хотя с Игорем Костолевским, сыгравшим главную роль, они потом подружились.

Награду за успешную операцию в Тегеране Вартанян получил не сразу.

— Только в 44 году Агаянц передал, что Москва вынесла группе благодарность. Тогда им не дали ни медали, ни ордена, но этой устной благодарностью разведчики страшно гордились. Правда, позже его наградили — в том числе Орденом Великой Отечественной войны. А потом присвоили звание Героя Советского Союза — первому из разведчиков-нелегалов.

В 1946-м, после войны, Геворк и Гоар поженились. Венчались в армянской церкви в Тегеране.

— Кто был в Иране, знает, что там в старом городе не покатые крыши, а плоские. Вартаняны праздновали свадьбу прямо на крышах домов. Постелили ковры, занесли мебель. Столько собралось народа!

«Легкая кавалерия» просуществовала 10 лет — невероятно долго для разведывательной группы. Геворк и Гоар стали разведчиками-нелегалами. Не расставались вплоть до смерти Геворка в 2012-м.

— Между ними были невероятно трогательные отношения. Они понимали друг друга с полувзгляда. Задаешь им вопрос — они переглянутся — и всё им было ясно без слов, — вспоминает Долгополов.

Гоар Вартанян ушла из жизни в 2019 году.

НА ЗАМЕТКУ

За время работы в разведке Геворк и Гоар Вартаняны посетили больше 100 стран.

Недавно, 17 февраля, со дня рождения Г. А. Вартаняна исполнилось 100 лет.

Артем Васев, «Метро»