0
Ваша корзина пуста
серии

Гулыга Арсений Владимирович

5 отзывов

ГУЛЫГА АРСЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — специалист по истории философии и эстетике; кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Родился 29 апреля 1921 года в семье крупного инженера-металлурга, погибшего в 30-е годы в заключении. Участник Великой Отечественной войны. Сначала командовал взводом (после окончания пехотного училища), затем был фронтовым переводчиком штаба полка. На фронте был тяжело ранен. Окончил философский факультет МГУ (1945). С 1956 года работал в Институте философии АН СССР (ныне РАН). В 1962 году защитил докторскую диссертацию на тему «Из истории немецкого материализма». Автор вступительных статей и редактор изданий Канта, Гегеля, Шеллинга, Гете, Гердера, Кафки, Н. Федорова, Вл. Соловьева, П. Флоренского, В. Розанова, Н. Карамзина, А. Болотова, М. Зощенко. В серии «ЖЗЛ» в разные годы опубликованы его биографии «Кант», «Гегель», «Шеллинг», «Шопенгауэр», «Творцы русской идеи». А. Гулыга скончался 10 июля 1996 года.

Серии в которых автор принимал участие

Отзывы и рецензии на книги автора

Рецензия
Стоит отметить, что это совершенно не типичная «ЖЗЛ». Не антология биографий русских философов, как может показаться, а скорее сборник эссе, посвященных осмыслению нескольких понятий (православие, соборность, любовь и т. д.) в наследии этих философов. Биографии лишь намечены, и не играют существенной роли в книге. Главное здесь, как мне думается, попытка автором «выявить» основные аспекты «русской идеи» на рассматриваемом материале. Попытка, на мой взгляд, не совсем удачная. Четкой «Русской идеи», как некоей формулы в книге не найти, но выделено несколько аспектов «русского» бытия. Есть, если угодно, не одна, а несколько «Русских идей» в работах известных русских философов, не всегда перекликающиеся между собой. Сам состав рассматриваемых автором мыслителей видится мне несколько тенденциозным. Проигнорирована целая плеяда выдающихся «Западников», при этом «славянофилы», лишь вскользь упомянуты. Когорта философов Серебряного века и первой волны эмиграции, конечно, не обделена вниманием автора (почти половина текста книги), но о многих — ни слова. Нет здесь места и отцам-основателям «Евразийства», Трубецкому, Сувченскому, Святополк-Мирскому и др. Сам термин сейчас «взят на штыки» и изуродован идеологами и политологами разных мастей, но не менее значим в контексте данной книги, чем «Имяславие» Флоренского и Лосева. Ответ здесь, по-моему, только один, это не ограничение по объему, а несоответствие авторской концепции. Выходит картина несколько однобокая. Для того, чтобы понять мотивы автора, нужно посмотреть на время написания этой книги — начало девяностых годов ХХ века. Да и цели написания переведены в авторском предисловии. Книга написана, как попытка противостоять, пусть и духовно, смуте тех лет. (Выпуски этой книги в «ЖЗЛ» в 2006 и 2018 годах — это переиздания) Самое удивительное, что многие идеи русских философов, подчеркнутые в этом сборнике, невольно воплотились в риторике официальной идеологии следующего за девяностыми, «стабильного» десятилетия (прежде всего, конечно, это наследие И. Ильина). Выходит, что известная формула графа Уварова, судя по данной книге, работает и сегодня, только самодержавие со временем постоянно мутировало, и «прячется» теперь под другим названием. Еще раз повторюсь, что данную книгу нельзя рассматривать как антологию или учебник по отечественной философии. Но книга эта буквально «приглашает» к размышлению, и, если позволите, полемике. Интересны здесь именно авторская концепция и выбор философов. У автора выходит очень четко воспроизвести «генеалогию» таких «заезженных» понятий, как, например, «Соборность» и «народность». Не менее, важным мне кажется постоянное присутствие немецкой классической философии в трудах и днях русских мыслителей. С Кантом и Гегелем русские философы и полемизировали, и «брали в союзники». Выходит на «Русскую идею» повлияли не только Византия и богословие, но и классиков немецкой (и мировой) философии. Есть над чем подумать.
Положительные качества
Как повод к размышлению
Отрицательные качества
Субъективность в выборе мыслителей, тираж в 1000 экз.
Комментарий (резюме / вывод)
Надеюсь, что переизданием столь интересной книги издательство «Молодая гвардия» не ограничится, а попросит современных историков философии написать подобные антологии и по «Западникам», и по «Славянофилам».
Творцы русской идеи
Творцы русской идеи
Курукин И. В.
Рецензия
Пир философской мысли… От сборника невозможно было оторваться! Каждое имя-бриллиант в сокровищнице русской мысли… От Достоевского до Лосева-широчайший диапазон… Обоснование «Русской Идеи».её воплощение показано во всей красе духа! Гигант Соловьёв. энциклопедист Фёдоров.нежный Флоренский. и ещё множество личностей с большим знаком ««!Книга не оставит равнодушным никого!
Положительные качества
Светлая книга!
Отрицательные качества
Не имеет!
Комментарий (резюме / вывод)
Издание очень музыкально. полифонично!Должно быть в каждой библиотеке!
Творцы русской идеи
Творцы русской идеи
Курукин И. В.
Комментарий (резюме / вывод)
неплохая книга.
Гегель
Гегель
Курукин И. В.