Мирная империя Нины Риччи
Парфюм, наряды, преданный и любящий сын, счастье и тень Коко Шанель.
В преддверии 8 марта Виктория Балашова презентовала в Московском доме книги на Новом Арбате биографию еще одной знаменитой женщины-кутюрье — Нины Риччи (1883—1970). «Еще одной» — потому что ранее в серии «ЖЗЛ» вышла написанная ею книга о Коко Шанель (1883—1971).
Поражает сходство отмеренного обеим этим выдающимся женщинам жизненного срока — 87 лет. Обе, и Шанель, и Риччи, состоялись во Франции — этой главной стране в мире мод. Риччи, однако, была итальянкой — ее настоящее имя Мария Аделаида Джузеппе Ниелли. Риччи — фамилия по первому мужу, тоже итальянцу, за которого она вышла во Франции. А Нина — так ее любовно называли в детстве, в отчем доме.
Куда более успешным стал для Риччи второй брак, на этот раз уже с французом, торговцем Гастоном Мореем, однако в первом браке родился ее единственный ребенок — Робер Риччи. Сын ее обожал, во всем и всячески поддерживал и продолжил семейное дело, когда Нины Риччи не стало. Правда, впоследствии (внуки и правнуки подкачали) империя Риччи всё же перешла в чужие руки. Как это произошло? Подоплеку Виктория Балашова на встрече с читателями раскрывать не стала — оставила в качестве интриги на чтение.
Возвращаясь же к Коко Шанель, отметим, что с Ниной Риччи они были полные антиподы — и в жизни, и в работе. (Удивительно, но публично они, кажется, ни разу не высказывались друг о друге; Виктория Балашова утверждает, что их фирмы даже и не конкурировали (?).)
У Шанель личная жизнь не задалась, она была одинока, ненавидела выходные, Риччи же в этом плане была человеком куда более гармоничным. И потому Виктория Балашова говорит, что Нина Риччи ей ближе.
— Но талант! Талант ведь у Шанель был больше?..
Да, но…
Новатором, в отличие от Шанель, Риччи не была, это верно. В то же время одежда, которая выпускалась под ее брендом, понятнее и проще. Виктория Балашова добавила, что Риччи славилась, например, своими свадебными платьями — и это, мол, тоже импонирует.
И всё-таки, и всё-таки… Есть еще нечто важное, что объединяет Шанель и Риччи. Как ни странно, империи моды создавались не аристократками (хотя, казалось бы, кому заниматься ароматами, нарядами, как не им, имеющим время, возможности, стартовый капитал…), а женщинами из низов, которым приходилось пробиваться.
Разрешается этот парадокс просто: и Шанель, и Риччи научились великолепно шить! Навык, который едва ли сыщешь у женщины голубой крови.
А главное — и них был могучий стимул.