«Музыкальное сопряжение противоположностей»
Отсчитай век назад и узнай, как писались стихи о Прекрасной Даме
Владимир НОВИКОВ
Александр Блок
М.: Молодая гвардия, 2010 год. — 362 стр.
Тираж 5 000 экз.
Автор размышляет о поэте, его появлении в истории, немало страниц посвящает личной жизни Блока. Как утверждают издатели, «подробности богемной жизни поэта, его необычные отношения с женой, нервная, но литературно плодотворная дружба с Андреем Белым равноправно поставлены в центр жизнеописания наряду с позицией Блока-гражданина».
С точки зрения фактов все, о чем написал господин НОВИКОВ, так или иначе уже присутствует в обширной литературе о Блоке, тем не менее для почитателей «серебряной» поэзии может быть не лишним вновь окунуться в атмосферу первых двух десятилетий прошлого века, которые оказываются гораздо более актуальными для понимания российской современности, чем это можно было бы ожидать. Наличие профессионального авторского взгляда тому не помеха.
Плюс к тому небезынтересно посмотреть, как автор пытается сопрячь блоковский опыт с последующей поэтической традицией. Например, так: «Владимир Соловьев плюс Валерий Брюсов — обратим внимание, что выйти на собственную дорогу юному Блоку помогают сразу два поэтических ориентира. И здесь действует главный закон блоковского творчества и жизнетворчества — музыкальное сопряжение противоположностей. Конечно, для такого способа поэтической работы нужен изначальный собственный музыкальный импульс, и притом гениально-неповторимый, но все же блоковский стратегический опыт, полагаем, актуален для современного поэтического сознания и поучителен для юных стихотворцев нашего времени. Ориентация на один вектор, на одну авторитетную индивидуальность неизменно ведет к бесплодной вторичности: это мы видим на бесславном примере целой армии эпигонов Бродского. Между тем сам Бродский в этом отношении шел путем типологически сходным с блоковским».