Ваша корзина пуста
серии
Теги

«Первый покупает Пикассо…»

Коллекционеров во много раз меньше, чем художников. Гениальных коллекционеров – вообще единицы. А откуда они берутся – так это просто загадка.

Федор Иванович Шаляпин так писал в своей автобиографической книге «Маска и душа»: «…Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие в Москве. Его не смущает, каким товаром торговать: сегодня иконами, завтра чулками, послезавтра янтарем, а то – книжечками. Ан, глядь – у него уже лавочка или заводик, а потом он, поди, 1-й гильдии купец. Подождите, его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим с разинутыми ртами на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво-критически говорим: «Самодур…»


Именно так все и было, и можно смело утверждать, что прямо не названный в цитате собиратель – это Сергей Иванович Щукин, составивший на свои средства в начале ХХ века одну из самых серьезных коллекций новой западной живописи. Его имя заслуживает того, чтобы быть известными всенародно. Ведь не один только П.М. Третьяков собирал шедевры и на свои деньги приумножал культурное достояние страны. Были в то время и другие, не менее увлеченные, художественно чуткие и щедрые люди. Кроме Щукина – Иван Абрамович Морозов, Илья Семенович Остроухов. Им посвятила свою книгу «Московские коллекционеры: С.И. Щукин, И.А. Морозов, И.С. Остроухов: Три судьбы, три истории увлечений» (серия «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия») Н.Ю. Семенова, ученица и соавтор знаменитой А.А. Демской, создательницы архива ГМИИ имени Пушкина. Именно в этот музей была передана значительная часть щукинской и морозовской коллекций, именно его сотрудникам стала небезразлична судьба купцов-собирателей, разоренных и обобранных революцией.
 

В течение прошлого века судьба многих художественных творений не раз висела на волоске. Еще больше испытаний выпало на долю тех, кто первыми оценил, выкупил, привез в Россию, хранил в личном собрании то или иное произведение резца или кисти. А память об этих людях пришлось воссоздавать из таких мелких, случайных и эфемерных крупиц, что вспоминается ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» К счастью, энтузиазм и трудолюбие подвижников русской культуры по-прежнему способны на чудеса. И очередное тому доказательство – книга с биографиями «загадочного» Щукина, прозорливо-терпеливого Морозова и артистичного Остроухова, первооткрывателя художественного феномена русской иконы.