«Женский акцент»
Это третья книга о Вагнере, вышедшая за всю историю серии «ЖЗЛ». Первая появилась в 1891, почти сразу после феноменального успеха тетралогии, вторая в 1934. В новой версии учтены современные исследования и различные точки зрения на творчество Вагнера.
После монографии Б. Левика (1978) формально о Вагнере вышла только одна биография композитора. В 2007 музыковед М. Раку представила путеводитель по его творчеству («Классика-XXI»). Хотя к жанру чистой биографии его отнести нельзя. Блестяще и остроумно написанный, он скорее открывает «скелеты в шкафах», нежели просветительским тоном вещает о буднях маэстро. Правда, поток исследовательских статей не прекращался за все это время. Среди авторов — Б. Кац, Э. Махрова, Т. Букина, А. Порфирьева и др. Еще были исследования А. Гозенпуда о Вагнере и русской культуре (1990), переводная работа Г. Грея (2000) и исследовательская монография Т.Букиной о феномене успеха композитора (2002). И вот теперь — новая русская версия жизнеописания Вагнера в рамках «ЖЗЛ». Автор (окончила музыкальный институт им. Ипполитова-Иванова) специализируется в основном на немецкой культуре. Среди других ее работ — биография баварского короля Людвига II, который, кстати, поддерживал и Вагнера. Ей также принадлежит предисловие к русскому изданию мемуаров композитора «Моя жизнь» (2003). Главный плюс работы в том, что беллетристика, неизбежная для формата «ЖЗЛ», опирается на исторические документы и отвечает требованиям научного издания. Одно и то же событие показано с точки зрения разных действующих лиц – самого композитора, единомышленников и недругов. Как в научных изданиях, фамилии даются на двух языках (в скобках оригинальное написание). В приложении – хронограф и самая важная библиография на языках. Каждое новое имя в сноске расшифровывается как и философские термины, которые неизбежны при описании творчества композитора. Даются краткие содержания основных сочинений. Умно подобран иллюстративный материал — вкладки с фотографиями, карикатуры, факсимиле писем, исторические афиши. В предисловии Залесская указывает, что сознательно исключила некоторые вопросы, связанные с личностью маэстро— например, восприятие его творчества в XX в., современная вагнериана и русские сюжеты. И понятно почему: повествование могло бы дорасти до многотомника. И без того книга набрана мелким шрифтом и с минимумом пробелов. Хотя есть краткие перекрестные ссылки на некоторые рецензии русских авторов, без которых невозможно написать биографию композитора, — о художнике П. Жуковском, принимавшем участие в постановке «Парсифаля», о критике и композиторе А. Серове и др. Автор не обходит и «острые углы» в биографии музыканта. Его бесконечный деспотизм, алчность, зачастую зависть, ксенофобия и ярый антисемитизм не оправдываются, но и не порицаются. А подаются как факт. Она показывает (через цитирование первоисточников), что Вагнер был не одинок в своем категоричном отношении к евреям. И шел не дальше К. Маркса, приспосабливая его постулаты для собственных целей — критики соперников, например Ф. Мендельсона. И все же, пытаясь объяснить «казус» Вагнера, Залесская словно опирается на знаменитые слова Пушкина о несовместимости злодейства и гениальности. Она пишет: «…этому можно найти своеобразное “эзотерическое” объяснение: свет всегда оттеняется тьмой. Гений Вагнера можно сравнить с неуправляемым потоком, сметающим все на своем пути. Чтобы справиться с самим собой и жить обычной человеческой жизнью, ему требовалось найти хоть какой-то противовес. Но титан духа не мог одновременно стать титаном зла. Отсюда человеческие слабости — приземленные и мелкие, но вполне надежно державшие в узде его мятежный дух». А вот что находит оправдание — так это его слабость к замужним женщинам и любвеобильность. Вообще, тема любви пронизывает всю биографию, осмысляется в различных ипостасях и даже подчас абсолютизируется. Автор объясняет: «когда композитора обвиняют в «черной неблагодарности к своему ближайшему другу», говорят о «разнузданности нравов», о «разрушении чужих семейных очагов» и т.д., постоянно забывают о том, что отношения Вагнера и Козимы были не капризом, а настоящей Любовью, которой ни он, ни она просто не в силах были противостоять. А они старались! Более трех лет Рихард и Козима отчаянно боролись со своим чувством, не желая предавать идеалы семьи и дружбы. Один раз – в отношениях с Матильдой Везендонк – Вагнер сумел выйти из подобной борьбы победителем. Теперь чувство оказалось сильнее. Да и Козима, в отличие от Матильды, помогавшей Вагнеру справиться с любовью, всецело отдалась своей страсти. Их переписка того периода лучше всяких “теорий” свидетельствует: оба они прошли через очищение страданием.». Что ж, такой «женско-любовный» акцент возможен, тем более, что из амурных переживаний композитора рождается шедевр «Тристан и Изольда».