Барон Унгерн, или низвергнутый Бог войны
Продолжая обзор новинок знаменитой серии «ЖЗЛ» хотел бы еще раз заострить внимание читателей на феномене мифологизации исторических личностей.
Метаморфозы восприятия образа одного из вожаков русского бунта Емельяна Пугачева отслеживались в книге Евгения Трефилова «Емельян Пугачев», о которой я недавно рассказывал. В советский период его подавали как
выдающегося предводителя крестьянской войны, позднее как жестокого вожака русского бунта, дурившего народ своим самозванством.
Истина где-то посередине.
В отношении еще одной мифологизированной персоны – барона Унгерна разброс мнений не меньший.
Хотя, как пишет автор новой биографической книги об Унгерне в серии «ЖЗЛ» Леонид Юзефович: « Как историческая фигура он не нуждается ни в панегириках, выдаваемых за объективные исследования, ни в обвинительных вердиктах, столь же бессмысленных, как требования его официальной реабилитации. Осуждать и оправдывать, превозносить и проклинать – прерогатива современников».
Для современников Роман Унгерн был «героем буссенаровского типа» со знаком минус.
Такой Сэм Смит из «Похитителей бриллиантов». Храбрость на грани безумия. Жестокость на грани патологии. Одержимость за гранью паранойи.
Унгерн, как и Пол Пот, несомненно несостоявшиеся пациенты доктора Фрейда и других психоаналитиков. Именно таким и воспринимаешь эту фигуру в блестящей интерпретации Леонида Юзефовича, который вот уже на протяжении более четверти века отслеживает причудливую вязь судьбы своего мятущегося героя.
В отличие от разного рода «биографов» Унгерна, которых прежде всего привлекает именно «буссенарность» этого персонажа, Юзефовича интересует не столько внутренний мир безумного временами барона, сколько та среда, тот контекст эпохи на которую пришлась одиссея этого «самодержца пустыни».
Это было время великого хаоса, в котором разного рода политические романтики и циничные авантюристы с одинаково гибельным восторгом стремились заглянуть в бездну. А что дальше?
И могил не осталось…
Ни от обеляемого ныне артистической тусовкой адмирала Колчака, ни от мистифицированного биографами ламаиста и мистика Унгерна.
Таков конец истории.
Может возникнуть вопрос: а достоин ли серии «ЖЗЛ» барон Унгерн? Ответ однозначен – достоин! Поскольку игнорировать существование таких личностей в истории просто невозможно. А вот снимать глянец мифологии с Унгерна и подобных ему персон очень даже нужно. Чтобы у потомков не возникало искушения канонизировать очередного героя смутного времени, выдавая его то ли за реставратора независимости Монголии, то ли едва не за реинкарнацию Чингисхана.
Для Юзефовича герой его книги – так до конца и не расшифрованный безумный барон, которому «бунчук Чингиза» оказался «не по кисти». Но все же признается автор:
«Чтобы мне не сойти с ума,
Я простился с тобой. Зима
Матереют новые волки,
Не щенята, как были мы.
А на крышу твоей тюрьмы
Опадают сосен иголки».
Такое вот напоследок прощание с героем. Как тут не согласиться с замечательным автором «ЖЗЛ» Алексеем Варламовым, который сказал, что своих героев нужно любить.
Даже если они и «замечательные» со знаком минус.