Блекс и нищета Густава Климта
АВТОР БИОГРАФИИ ГУСТАВА КЛИМТА ПАТРИК КАРЕЗ — ИСТОРИК ИСКУССТВА, НЕМЕЦ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. РОДИЛСЯ ОН В 1970 ГОДУ В РЕЙНХАУЗЕНЕ. ОКОНЧИЛ ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ СОРБОННЫ. РАБОТАЛ В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ ФРАНЦИИ, С 2007 ГОДА — НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК АВСТРИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕИ В ВЕНЕ. ТАКЖЕ КАРЕЗ — АВТОР БИОГРАФИЙ ДЕЯТЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА. ЕГО САМОЙ ИЗВЕСТНОЙ РАБОТОЙ СТАЛА ПОЧТИ 700-СТРАНИЧНАЯ БИОГРАФИЯ КЛИМТА, ИЗДАННАЯ В ВЕНЕ В 2014 ГОДУ. НА РУССКИЙ ЯЗЫК КНИГУ БЛЕСТЯЩЕ ПЕРЕВЕЛА Т.Ф. ДАТЧЕНКО, УЗНАВ, ЧТО КНИГА КАРЕЗА ГОТОВИТСЯ К ВЫХОДУ В РОССИИ, ГАЛЕРЕЯ БЕЛЬВЕДЕР — ХРАНИТЕЛЬ САМОГО БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ РАБОТ КЛИМТА — БЕСПЛАТНО ПРЕДОСТАВИЛА ИЗДАТЕЛЬСТВУ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» ПРАВО НА ПУБЛИКАЦИЮ РЕПРОДУКЦИЙ ЕГО КАРТИН.
Биография Густава Климта вышла с двумя вариантами обложки: в серии ЖЗЛ и внесерийная.
Карез Патрик. Klimt. Эпоха и жизнь венского художника / пер. с нем. Т. Датченко. — М.: Молодая гвардия, 2019. — 671 с.
МИНИМУМ ДОКУМЕНТОВ, МАКСИМУМ ВЫМЫСЛА
Творческое наследие великого австрийского художника, основателя венского югендстиля Густава Климта (1862—1918) популярно во всем мире. Для его полотен характерны яркие цвета, мозаичность, манерное, декадентское изображение фигур, зачастую в откровенно эротичных позах, что эпатировало современников. С мастерством ювелира он вводил в живопись золотой и серебряный фон, в мозаику — эмали, драгоценные камни, кораллы и перламутр. Однако внутренний мир и личная жизнь Климта были скрыты от всеобщего обозрения. «Я уверен в том, что как личность я не особо интересен», — писал сам художник. Поскольку никто серьезно не интервьюировал его при жизни, а почти все документы, связанные с Климтом, после его смерти в конце Первой мировой войны исчезли, написать такую биографию можно было только с большой долей домыслов, что Патрику Карезу и пришлось сделать. Не осталось переписки Климта: машинописный листок, опубликованный в начале книги, — один из немногих документов, о которых доподлинно известно, что это не фальшивка. В книге, относящейся к жанру беллетризованной биографии с элементами авторской фантазии, Карез в своеобразной стилистической манере детально реконструирует жизнь Климта, рассказывает о сложных творческих исканиях и непростых отношениях с близкими людьми. Гениальный художник при жизни не был понят и оценен, но обрел бессмертие у потомков.
В ОКРУЖЕНИИ МОДЕЛЕЙ И КОШЕК
Стиль Патрика Кареза рубленый, он пишет короткими предложениями, в некоторых из них — по одному-два слова. Вместо запятых и тире точки. Почему же автору пришлось выработать столь необычный стиль изложения? Так ведь и героя он выбрал весьма неординарного! Густав Климт в льняной робе цвета индиго (такую одежду он придумал вместе со своей последней возлюбленной Эмилией Флеге) целыми днями работал в родной Вене в окружении прекрасных моделей и еще… 6−8 кошек. Он не дожил и до шестидесяти, но творческое наследие мастера огромно. Удивительно, что в Вене нет отдельного музея Густава Климта, Его работы разбросаны по десятку художественных музеев и галерей, которые с большим энтузиазмом обходят туристы, почитатели таланта художника. Автор биографии прибегает и к фантазии, потому что фантазером был и сам его герой. Фантазировал Климт еще ребенком. Отец очень рано дал ему в руки карандаш, и Густав стал рисовать все подряд — что он видел и главным образом то, о чем мечтал: хлеб, которого вечно не хватало, штаны, которых не было. Когда в реальном мире становилось невмоготу, в фантазиях он находил и отдушину, и радость. Отец-гравер создавал вывески для магазинов, но с наступлением экономического кризиса заказчиков почти не осталось.
В семье семеро детей, как прокормить такую ораву? Если нет денег на прекрасное, надо его придумать и создать. «В видимом мире Климты жили как клошары. Вдевятером в одной комнате. Раковина в коридоре. Ветхие скрипучие переходы.
Крошечные оконца. Влажные стены. Малыши плакали. Непрерывно. Потому что хотели есть. Старшие мужественно закрывали рот. Всегда. Но был и внутренний мир. Мир света. Мир богатства. Мир счастья. Как он осознает позже, художник сродни священнику. Священнослужитель. Изучающий другой мир, считая его реальностью. И использует его, чтобы помогать людям, делать их счастливыми. Художник тоже творит для других. Никогда для себя", — пишет Патрик Карез.
Годы ученичества Климта, когда он постигал азы мастерства, были голодными, но и счастливыми. Он учился очень старательно, а педагоги поощряли его. Темная и сырая комната, в которой спали вповалку отец, мать и семеро детей, способна была повергнуть в депрессию кого угодно. Потом детей стало шестеро: умерла предпоследняя и самая слабенькая девочка. Условия жизни были ужасными, новее держались друг за друга. И почему-то Густав был уверен, что когда-нибудь он выучится (так велела мать) и сможет прокормить всю большую семью. Не будь любви, жизнь превратилась бы в ад. Но любовь скрашивала серые голодные будни, не давала впасть в отчаяние.
БРАТЬЯ-ХУДОЖНИКИ
С самого детства Густав был окружен картинами и музыкой. Отец был неплохим рисовальщиком, а мама хоть и занималась домашним хозяйством и детьми, когда-то мечтала петь в Венской опере. Она и пела, но ее аудиторией были дети. Весь репертуар знаменитой оперной сцены Густав узнал дома. Братья рисовали, а их моделями становились сестры. Абсолютно самодостаточная семья сумела все-таки преодолеть страшную бедность.
Трое братьев поступили в Художественно-ремесленное училище Вены. Старший Густав пошел на вступительный экзамен в старых отцовских ботинках и отцовских же брюках, которые заботливо подшила и укоротила ему по росту мать. Перед братьями открывалась карьера учителей рисования, но их амбиции простирались гораздо дальше. Сразу по окончании училища художники открыли собственную студию, взяв брата Эрнста в компаньоны. Заказов сразу стало много, потому что они были талантливы, а Вена активно строилась и прихорашивалась. Декоративное оформление зданий — уже более творческая и куда лучше оплачиваемая работа, чем та, которой братья занимались в училище, перерисовывая фотокарточки маленького формата. Уже скоро они участвовали в декорировании венских улиц к 25-летию свадьбы императорской четы. Однажды удостоились разговора с самой императрицей, а может быть, это и фантазия автора книги. Но то, что молодые художники создали костюмы для шествия и одели в них 14тысяч человек, — это правда. В костюмах от Средневековья до раннего Нового времени, это шествие впечатляло!
В книге воссозданы диалоги, видимо, смело выдуманные автором. В том числе наставления трем юным художникам Ханса Макарта, который учит молодых коллег: «Скандал никогда не помешает». Заказы начинают сыпаться на молодых людей как из рога изобилия. Они оформляют здание за зданием, и слава о них гремит в Вене и за ее пределами. Когда сразу вслед за отцом уходит брат Эрнст, Густав погружается в жестокую депрессию, но не прерывает работу. Опытные венские собратья-художники учат его, что художник должен иметь деловую хватку.
ОДНОЙ — МНЕ МАЛО!
Друзья наставляют Густава, что он должен найти девушку и вступить с ней в брак. «Боюсь, не смогу… — Климт покачал головой, выглядя не особо счастливым. — Жизнь коротка, чтобы дарить ее единственному человеку! Чтобы связать себя с одной женщиной! Это все равно что ежедневно — до самой смерти — есть один и тот же суп! Нет, я знаю, что для меня правильно. Я чувствую… Что чувства обманчивы».
В книге много эротики, что тоже вытекает из характера героя. С самого детства, с самой первой сцены книги, он мечтал о множестве женщин, блондинок, брюнеток, особенно — о рыжих. Со многими натурщицами, позировавшими ему за 5 крон в час, у него были короткие романы. Среди них Мария Циммерман, которая родила от Климта двоих детей. Были и другие дети — сын Густав и еще 11 мальчиков и девочек, которые претендовали на наследство после смерти художника, однако не были признаны официально его детьми из-за недостатка доказательств родства. Климт очень много работал, но при этом умудрялся путешествовать и весело проводить время. Когда наступила Первая мировая война, критики начали упрекать его за «золотые портреты» и эстетику модерна. Он писал пейзажи и наблюдал за жизнью, но здоровье подводило и сил оставалось все меньше. В начале 1918 года его сразил удар, и вскоре художник умер.
В книге есть все: успехи, скандалы, любовные увлечения. Певец женской красоты, превознесший ее до небес и воспевший как венец творения, Климт был и остается одним из самых любимых художников вот уже нескольких поколений. Очереди в венский Сецессион, где собраны его основные работы, не иссякают. И книга Патрика Кареза, богато иллюстрированная репродукциями работ художника и фотоиллюстрациями, безусловно, найдет своего читателя.
Редакция благодарит Центр немецкой книги в Москве за помощь в подготовке материала.