Богема, которой не было
(Александр Васькин. Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой.
«Молодая Гвардия», 2019 г.)
Для создания этой книги Александр Васькин перелопатил монбланы и эвересты книжно-журнальных и газетных публикаций. Подобно библейскому Ною автор собрал в своем «богемном» ковчеге «всякой твари по паре», где у него «всякий сверчок, знай свой шесток».
Здесь отдельно писатели-литературные генералы и писатели-шестидесятники. Православный художник Илья Глазунов и разные сомнительные с точки зрения религии и идеологии нонконформисты. Кинематографисты и артисты балета, грезящие зарубежными гастролями, сулящими вожделенные дубленки ценой недельного и больше недоедания.
Огромный массив информации у Васькина четко структурирован во времени и пространстве. От наркома Луначарского до последнего генсека ЦК КПСС. От «Дворца искусств» на Поварской, ставшего прибежищем творцам «Серебряного века» в годы революционного лихолетья, до престижных чертогов псевдохудожественной элиты 80-х годов прошлого столетия.
Богема — синонимична творческой свободе, а у нас? Была ли в Советском Союзе «богема» в полном смысле этого слова?
Не секрет, что поэты, писатели, художники и прочие нонконформисты, не состоящие в официальных творческих союзах, словом, подлинная богема, могли получить и получали «статью за тунеядство» с последующим наказанием, как Иосиф Бродский. Такая вот у нашей богемы трудная судьба.