Ваша корзина пуста
серии
Теги

Брюсов, или Поэт на стыке эпох

Каждому времени присущи свои литературные пристрастия. В наше время, опутанное всемирной паутиной, всяк мнит себя блогером, в душе почитая за литератора, поэта ли, прозаика, критика или публициста (к счастью, чаще беспартийного). Теперь это просто, — завел блог и строчи в нём во всю ивановскую!
Ну, а уж если по «гамбургскому счету», то сейчас — время прозы. Разной. Чаще мусорной, как набившие оскомину «мыльные» телесериалы", построенные подчас на все том же макулатурном чтиве. Хотя встречается и очень высокой литературной пробы проза, которую читатель замечает и голосует за нее своим рублем.
К сожалению что-то не так складывается с поэзией. Самодеятельных (сетевых) поэтов у нас тьмы и тьмы, что «блоковских скифов», а вот гигантов, как великая троица — Вознесенский, Евтушенко, Рождественский — увы и ах!
Может время такое сейчас непоэтическое? Кто знает?
Впрочем, Золотой и Серебряный века русской поэзии давно как минули. Конечно с младых ногтей мы знаем и помним стихи Пушкина и Лермонтова, (у последнего, как «отче наш» — «скажи ка, дядя, ведь не даром…»), немного Некрасова про «деда Мазая и зайцев». Что же до Серебряного века, то у всех на слуху рифмы Марины Цветаевой, переложенные в шлягеры Примадонны, промельки Николая Гумилева и Анны Ахматовой и почти забытый Александр Блок. Тот самый автор знаменитых — «Незнакомки», «Двенадцати» и «Скифов», — «почти забытый» Блок, который в начале прошлого века поднес другому поэту книгу своих стихов с такой надписью: «Законодателю русского стиха, кормщику в темном плаще, Путеводной Зеленой Звезде…». Этим поэтом был Валерий Брюсов. И если Блока можно с грустью считать «почти забытым», то Брюсов — один из столпов Серебряного века, едва ли не «совсем позабытый» у нас поэт.
Мои тезисы, отнюдь, не бесспорны. Из пантеона русской поэзии Брюсова никто не выносил, но в шлягеры наших див и эстрадных идолов его тяжеловесная поэзия не вписалась, а время на дворе, как я уже говорил, не поэтическое, а шлягерное.
Однако ж, нашелся автор и нашлось издательство, которое без всяких сомнений и оглядок на попсу выпустило книгу «Валерий Брюсов» в своей фирменной серии «ЖЗЛ».
Так что еще одна ниша из Серебряного века достойно встретила поэта, которого современники называли вождем русского символизма.
Автор книги о Брюсове Василий Молодяков погружает читателя в литературный мир конца XIX — начала XX столетия, вплоть до трагического разлома между поэтами, когда одни остались со своей родиной, а другие отправились в изнание. Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережсковский, Владислав Ходасевич, Константин Бальмонт и другие поэты, писатели, философы стали «русским зарубежьем». Они такая же гордость русской поэзии, как и Александр Блок, Валерий Брюсов и бунташная молодежь — футуристы, имажинисты, которые остались с Россией.
Судьба многих из них сложилась трагично. Александр Блок умер в августе 1921 года, через 20 дней расстреляют Николая Гумилева, Брюсов умрет в октябре 1924 года, Есенин повесится в декабре 1925 -го, Маяковский застрелится в апреле 1930-го. Роковой список утрат можно длить и длить…
После революции судьба Брюсова складывалась вроде бы успешно. Можно сказать, что в революцию он вписался и продолжал активную творческую деятельность. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю». Однако став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов позабыл о «заветах», изложенных им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту» — «не живи настоящим», «поклоняйся искусству».
«Поэтом Новой жизни», как и частью наступившей эпохи, Брюсов стать так и не смог. Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот советский период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые».
Не получилось. Дерзкая молодежь обошла вождя символизма.
Для имажинистов Есенина и футуристов Маяковского он уже слишком забронзовел. Не та рифма, не тот размер. Стих его и ранее тяжеловесный становился все более громоздким.
«…Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — говорил он в молодости. Но жизнь у него была одна. До самой смерти Брюсов работал как прозаик, редактор, журналист, наставник творческой молодежи.
Однако, стремительное время новой эпохи догнать ему было не суждено.