Человек эпохи
Эта книжка получилась такой же легкой и воздушной, как и ее героиня. Вера Федоровна Комиссаржевская. Великая актриса. Легенда своего времени. Автор томика ЖЗЛ Анна Сергеева-Клятис (дальняя родственница Комиссаржевской) сразу обозначила основную проблему рукописи. «Театральная реальность уходит бесследно и восстановлению не поддается». И действительно — как передать очарование от голоса, от движения руки, от поворота головы, от взгляда? Всего этого уже нет более ста лет, свидетелей не осталось, видео тогда еще не делали, а на фотографии этого не видно. «Неповторимая индивидуальная игра актера через 100 лет после его смерти не может быть прочувствована, увидена, услышана, пережита».
И тем не менее, попытку осознать, что же было для своего времени такое явление как Комиссаржевская, автор предпринимает. И получается у нее это хорошо. По крайней мере, для себя и читателей она объясняет, как актриса, у которой актерских провалов было не меньше, чем успехов стала в 10-е годы XX века «Солнцем России». В нее все были влюблены, ждали ее появления на сцене, удивлялись храбрости принятых решений.
Искусство Комиссаржевской не было исключительным, в нем не было особого мастерства, скорее природная чуткость и ощущение правды образа. Ей не удавались трагические роли Офелии и Дездемоны, зато звездными стали драматические в «Бое бабочек» Зудермана и «Кукольном доме» Ибсена, она блистала в пьесах Чехова.
По натуре нервно-истерического склада, она и жизнь свою превратила в стремительный полет, в котором все же было больше обдуманных решений, чем поспешных ходов. Внезапная смерть от оспы в далеком Ташкенте потрясла всех. Как провидение могло позволить себе такое с лучшим представителем рода человеческого? И не многие почувствовали, что эта смерть не была случайной. Десятый год станет годом-символом, годом-рубежом. Еще никто не видел наступающую катастрофу, но смерти великих уже рождали тревогу. В этом же году умрут Врубель, Куинджи и Лев Толстой. Смерти внезапные. Смерти, потрясшие общество.
Уходили лучшие. Наступало другое время.
«Комиссаржевская» Анны Сергеевой-Клятис — это рассказ о том времени, когда все еще шло вперед. А потом… Потом, как у Пушкина, было потрясенное молчание. И совсем-совсем другое время и другие люди.