Дмитрий Донской, или Проклятие ханского ярлыка
Несколько поколений читателей и поклонников серии «ЖЗЛ» знакомы с жизнеописанием московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) по выдержавшей несколько изданий и давно ставшей классикой историко-биографического жанра, книге писателя Юрия Лощица.
И вот в серии «ЖЗЛ» появляется новая книга о знаковом для русской истории князе Дмитрии Донском. Автор новой биографии князя Дмитрия доктор исторических наук, профессор Николай Борисов, представляет свою, достаточно отличную от хрестоматийной, трактовку жизненного пути и деяний благоверного князя Дмитрия Ивановича.
Вспоминая известную поговорку: «встречают по одежке, провожают по уму», здесь уместно было бы отметить очень точное оформление обложки новой книги. Если на обложке книги Лощица Дмитрий Донской изображен воителем в шлеме и доспехах, оформление книги Николая Борисова выдержано с исторической достоверностью, поскольку иконография великого князя чаще была далеко не воинственной.
Так сложилось в русской истории, что имя великого князя Московского Дмитрия Ивановича, прозванного Донским, навсегда оказалось связано с великой победой на Куликовом поле, которая, как утверждают русские историки от Татищева до наших дней, стала реперной точкой отсчета освобождения русских земель от ордынского гнета.
Однако, следуя исторической истине, прошло целых сто лет от кровопролитного побоища сводных полков Дмитрия Ивановича с войском беклярбека Мамая 8 сентября 1380 года до судьбоносного, хотя так и не ставшего знаковым в русской истории, «стояния на Угре» в октябре - ноябре 1480 года, когда великому князю Ивану III , первому Государю всея Руси удалось «перестоять» воинство хана Большой Орды Ахмата. И еще почти столетие отделяло агонию Орды от осады и взятие Казани царем Иваном Грозным. Падение Казани положило конец существованию Казанского ханства как самостоятельного государства.
Всего два года спустя после Куликовской битвы ордынский хан Тохтамыш разорил и сжег Москву.
А что же героический князь Дмитрий Донской? Почему он оставил город на попечение бояр, а сам укрылся в Костроме? Почему после сожжения Москвы покаянно просил Тохтамыша сохранить за ним «ханский ярлык» на Великое княжество.
Как писал историк Николай Костомаров: «Княжение Димитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими в громадных размерах».
Но на эту печальную оценку русского историка особого внимания не обращали. Ее затмевало мифологизированная в общественном сознании первая серьезная победа над ордынцами на Куликовом поле и главный ее герой великий князь Дмитрий Иванович Донской. Место реального политика со всеми его достоинствами и недостатками занял некий идеальный образ непобедимого полководца и канонизированного Церковью святого.
Никто не умаляет заслуг Дмитрия Донского, однако князь был воителем и организатором, в то время как главным идеологом разрыва ордынских цепей остается "молитвенник земли Русской" преподобный Сергий Радонежский. И кто знает, не будь его деятельного участия, сподобился бы Дмитрий Иванович выступить против грозного темника Мамая.
Николай Борисов не боится «неудобных вопросов» в отношении своего героя, давая предельно объективные ответы на них, привлекая все имеющиеся к настоящему времени исторические источники и восстанавливая сложную и многообразную картину жизни Руси второй половины XIV века.
И еще одна довольно грустная историческая параллель.
Великий воитель Александр Ярославич Невский, уговоривший сарайского хана Берке, сохранить за ним «Великий стол» во Владимире, умер, пораженный странной болезнью, возвращаясь с «ханским ярлыком» на родину. И было ему всего 42 года.
Дмитрий Иванович, как мы уже отмечали, тоже сохранил «ханский ярлык», поскольку ордынцы предпочли его на «Великом столе» другим князьям. Но умер он также скоропостижно, как и Александр Невский . И было ему всего 38 лет.
Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию по завещанию как "отчину" московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде.
Правда, усидел на Великим столе «безъярлычный» Василий совсем недолго. Но это уже другая история. И, возможно, новая книга в серии «ЖЗЛ».