Эльдар Рязанов, или Ирония судьбы
Эльдар Рязанов вместе с Леонидом Гайдаем и Георгием Данелия — «золотой век» советской кинокомедии. Ни «до», ни «после» ничего даже отдаленно подобного их искрометным лентам, созданным во второй половине прошлого века не было и не будет.
Книга кинокритика Евгения Новицкого о Рязанове — логичное продолжение жизнеописаний великих комедиографов. Ранее в серии ЖЗЛ у этого автора вышла книга «Леонид Гайдай». Кто знает, возможно не за горами появление и третьей биографической книги, хотя сделать это после превосходных баеечек самого Гии Данелия будет очень непросто.
Впрочем, о Рязанове, по признанию автора, «сказано и написано (в том числе им самим) очень много — столько, сколько не изложить в рамках одной книги». Так что монтаж биографического, критического, эпистолярного и мемуарного материала для книги о Рязанове был более чем жестким.
Путь Рязанова в кинематографе определил, вернее сказать дал путевку в долгую и счастливую творческую жизнь, «маршал» советского кино, директор «Мосфильма» Иван Пырьев, поверив в то, что начинающий и мало кому известный документалист способен снять киноленту, достойную стать преемницей «Веселых ребят». В 1957 году «Карнавальная ночь» стала абсолютным лидером отечественного кинопроката. Кое-кто склонен считать эту кинокомедию с довольно непритязательным сюжетом одной из «ласточек оттепели», хотя ничего такого молодой режиссёр и голове не держал. Второй его фильм «Девушка без адреса» прошел по уже накатанной карнавальной колее, а вот третий — «Человек ниоткуда» угодил в опалу главному партийному инквизитору Михаилу Суслову. Другой кинематографист после такого афронта был бы надолго выбит из творческой колеи. Но только не Рязанов, опять же во многом благодаря патронажу Пырьева.
Следующий рубеж всенародной славы — «Гусарская баллада». Там тоже были «подводные рифы» от министра культуры Фурцевой, пытавшейся поставить крест на рязановских гусарах, но ситуацию спас всемогущий зять Хрущева Аджубей.
Фильм, обессмертивший поручика Ржевского, ставшего персонажем многочисленных анекдотов советского фольклора наряду с Чапаевым-Петькой и Штирлицем-Мюллером, посмотрели в 1962 более сорока восьми миллионов человек. Его обошли только два хита того года — американский вестерн «Великолепная семерка (римейк японского шедевра Куросавы «Семь самураев») и гламурная экранизация беляевского романа «Человек-амфибия», но Рязанова сей факт мало занимал- он мастер кинокомедии, иными словами Рязанову- рязаново.
Про фильм «Берегись автомобиля» написано немало. Но стоит отметить историю создания этого фильма, сюжет которого подарил Рязанову Юрий Никулин, рассказав услышанную от коллег анекдотическую историю про автомеханика, угонявшего автомобили у нечистых на руку владельцев. Похоже на то, как Валентин Катаев подарил задумку «12 стульев» Ильфу и Петрову, или как куда ранее Пушкин - идею «Ревизора» Гоголю.
«Берегись автомобиля» — одна из лучших лент Рязанова, но поистине всенародной и, как сегодня говорят, «культовой» новогодней киносказкой стал телефильм «Ирония судьбы, или С легким паром». История его создания интересна тем, что не будь тогдашнего противостояния между кино и ТВ, а точнее личной неприязни между министром от кино Филиппом Ермашом и шефом Гостелерадио Сергеем Лапиным, возможно пьеса Брагинского и Рязанова «Однажды в новогоднюю ночь…» так бы и канула в Лету театральных репертуаров. Но то, что отверг Ермаш, поддержал Лапин, за что ему спасибо, хотя иезуит он был еще тот. И сегодня «Ирония судьбы» по прежнему на новогодних телеэкранах, как заливная рыба на праздничных столах.
Так уж случилось, и не только с Рязановым, но и с его коллегами по комедийному цеху, да и многими другими мастерами культуры, что их творчество четко делится на «до и после» «перестройки» ставшей для них катастрофой.
Следует отдать должное Евгению Новицкому, в страницах жизнеописания перестроечного и позднего, постсоветского этапа неугомонного в творческих исканиях комедиографа нет снисходительной тональности. Как нет и попыток найти в кинолентах мэтра, начиная с «Дорогой Елены Сергеевны», некоей «артхаусности», обращение к которой как бы оправдывало «смену вех» в творчестве создателя «Иронии судьбы». Рязанов всегда был далек от артхауса.
Всенародно любимый режиссер, как и его коллеги по комедийному цеху, продолжал снимать свои киносказки, только теперь уже густо окрашенные «чернухой» смутного времени с некоторым налетом мистики.
Восемь последних работ Рязанова были одним большим провалом, как у кинокритиков, так и у рядового зрителя.
Как это ни обидно звучит, но светлый смех Рязанова потерялся в мире чистогана. Фильмы из «новых времен», снятые, Рязановым, Гайдаем и Данелия — это и потерянный смех и невидимые миру слезы. Так что последняя треть полувекового рязановского марафона от «Карнавальной ночи» до «Карнавальной ночи-2» сложилась печально и бесславно.