Ваша корзина пуста
серии
Теги

Есенин, или Драма в семи действиях

Захар Прилепин написал большую книгу о Сергее Есенине. Такую Большую, что почти не остается сомнений, — «Большая книга -2020» достанется именно Прилепину.
И вовсе не потому, что книга реально объемна и смотрится мамонтом среди прочих биографий, исследований, мемуаров и многочисленной вздорной, подчас скандальной, беллетристики, посвященной поэту и его трагической гибели. Прилепин в этой книге превзошел, на мой взгляд, всё ранее им созданное, как в биографическом жанре, так и в беллетристике вкупе с публицистикой. Хотя, следует это признать, проникнувшись до самых глубин есенинской трагедией саморазрушения, Прилепин, в отличие от Флобера, категорично объявившего: «Эмма — это я», подобного признания позволить себе не может.
Но биография «первого поэта России», каким себя считал Сергей Есенин, и не без оснований, сработана Прилепиным мастерски. Настолько мастерски, что читать книгу временами просто больно.
Прилепин прослеживает саморазрушение Есенина едва ли не по дням. Поэтому для автора самоубийство поэта факт столь же непреложный, как «дважды два — четыре», хотя и в этом вопросе Прилепин с присущей ему дотошностью опровергает вздорные версии «убийства Есенина», посвятив этой теме почти сотню страниц.
Обычно в биографической литературе принято показывать героя «в контексте эпохи». Прилепин же, выражаясь театральными терминами, выводит героя на сцену исключительно на фоне стоящих на втором плане прочих персонажей этой драмы. Все прочие персонажи, будь то спутники Есенина от крестьянского поэта Клюева до Мариенгофа и прочих имажинистов, показаны именно на втором плане, То же самое можно сказать и в отношении женщин Есенина. Их много, но, в отличие от быковских биографий, «роковых муз» здесь нет, при том что строки: «я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел» стали хрестоматийными. Но для поэта — это скорее образец проникновенной любовной лирики, нежели объяснение трагического финала. Чего не скажешь об одной из его женщин Галине Бениславской, застрелившейся на могиле Есенина.
Сам же контекст эпохи — между двух революций, гражданской войны и НЭПа — показан Прилепиным достаточно образно, пусть и немногословно.
Словом, книга получилась не только БОЛЬШАЯ, но и столь же ЯРКАЯ, какой была жизнь поэта.