Феномен Пикуля
Антонина Пикуль -Валентин Пикуль — серия «ЖЗЛ», М. «Молодая гвардия», 2018 -460 стр.
В шеренге отечественных исторических беллетристов второй половины прошлого столетия Валентин Пикуль занимает особое место. По степени популярности его прижизненных изданий равных ему среди коллег в историческом жанре не было. Книги Пикуля в 70−90-е годы можно было приобрести только у книжных спекулянтов и в магазине «Березка» на валюту. Еще их распределяли по т. н. «информационным спискам» специального книжного коллектора для партийных бонз.
Антонина Пикуль вспоминает, как Валентин Саввич, узнав из «Книжного обозрения» о выходе в издательстве «Советский писатель» сборника из двух его романов, был весьма удивлен, поскольку договора на издание книги с ним никто не заключал.
Писатель направил телеграмму в издательство с требованием выслать ему авторские экземпляры и еще 30 книг за наличный расчет.
«Ответ был неожиданным и оскорбительным для автора:
«Вашу просьбу удовлетворить не можем, поскольку книга издавалась целевым назначением для магазина «Березка».
Пикуль не только не получил свои авторские экземпляры, но и гонорара за издание книги.
Такое было время. Писательская тусовка (особенно столичная) во все времена одинакова. Амбициозна, кланова и завистлива. При упоминании книг Пикуля брезгливо пожимала губы. «Какой-то мол малограмотный графоман с образованием впять классов возомнил из себя писателя».
В то время, как их многочисленные романы пылились на книжных прилавках, книг Пикуля было не сыскать. Однако издательства тогда были не коммерческие и не особо расположенные к частично опальному писателю после фрагментарной публикации в «Нашем современнике» романа «У последней черты»
(оригинальное название полного издания этой книги «Нечистая сила»).
Читатели старшего поколения возможно помнят детали этого скандала. Слишком уж много аллюзий было в книге «Нечистая сила» с дряхлеющей и подверженной коррупции партийной верхушкой, а история, как известно, полна опасных аналогий, если не искажать ее в угоду власть придержащим.
Валентин Пикуль как раз ничего и не искажал. Его называли русским Дюма. Сравнение со знаменитым французом, может быть и лестное, но отнюдь не корректное. Пикуль в литературе был «кустарь-одиночка» в самом хорошем смысле этого слова. У него не было «литературных негров» как у мэтра Дюма, хотя по стремительности сюжетов он мог дать фору автору «Трех мушкетеров».
Преждевременная смерть писателя не позволила ему завершить грандиозную панораму эпохи «дворцовых переворотов» в русской истории. «Аракчеевщина» так и осталась в творческих замыслах Пикуля.
Перечислять книги писателя не стану. Пикуля читали, читают и будут читать все кому дорога и интересна история нашего Отечества. Потому что равного ему исторического беллетриста и по сей день у нас нет. Популярность Бориса Акунина и его последнего исторического проекта совсем иного плана.
Причем, в отличие от исторических романов-хроник Пикуля, совсем без любви к Отечеству. Такая вот «объективистская отстраненность».
Рано или поздно, но мода на Акунина пройдет. Появится очередной «тренд».
А вот феномен Пикуля останется неизменным.