Генералы и сержанты, или В руинах Сталинграда
Сталинград — символ несокрушимости русского духа.
И еще — это перелом в самой кровопролитной войне ХХ столетия. Отсюда начался конец III рейха.
Уинстон Черчилль в своей фундаментальной истории «Второй мировой войны» уделяет сталинградской битве всего несколько строк. Это понятно. Для отца «холодной войны» Великая Отечественная война — лишь фрагмент мировой бойни, где англосаксы спасали человечество. Бои в колониях важнее Сталинграда.
А впрочем, что там Черчилль, когда в 90-е годы, иные наши «демократические витии» тужились пересмотреть подвиг советского народа, мифологизируя как штрафбаты, так и «заградотряды НКВД».
Сталинграду повезло в художественной литературе и кинематографе. От некрасовских «В окопах Сталинграда» до «лейтенантской прозы», от симоновских «Дней и ночей» до эпопеи Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» — Сталинград вдохновлял на творческие свершения.
Не было в 60−80 е годы недостатка и в мемуарах советских военачальников, отстоявших сталинградскую твердыню.
А потом, в недоброй памяти, 90-е наступило время немцев. Наши книжные прилавки оказались завалены мемуарами немецких генералов, дневниками солдат вермахта и прочих «жертв» сталинградского «ада». Такое вот было книгоиздательское увлечение исторической «евротолерантностью».
Поэтому выход сборника очерков «Герои Сталинградской битвы», пусть даже по юбилейному поводу, явление отрадное.
Сегодня больше помнят Жукова как маршала Победы, и куда меньше знают про «дом сержанта Павлова» или «остров» Людникова. А снайпера Василия Зайцева часто ассоциируют с американским красавчиком Джудом Лоу из боевика «Сталинград».
В этой книге всего семь очерков. Пять о генералах, два о сержантах. Конечно — не ретроспектива. Но по меньшей мере возвращение исторической памяти.