Герои, завоеватели, бунтари, революционеры — лучшие новинки биографической серии «ЖЗЛ»
Петр Люкимсон «Саладин»
·Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.
Одна из самых моих любимых исторических эпох — крестовые походы, а знаменитый Саладин (Салах ад-Дин) — ключевая фигура того времени. Петр Люкимсон в самом начале книги признается, что найти какие-то новые неизвестные сведения о Саладине сегодня вряд ли получится, но свою творческую задачу видит в том, чтобы отыскать в биографии Саладина, великого сирийского военачальника, некую точку бифуркации, ключ, который способен объяснить, как именно незнатный юноша из Баальбека стал победителем крестоносцев, и по сей день остается символом борьбы с Западом в мусульманском мире. Мне кажется, этот ключ Люкимсон нашел. В июле 1147 года крестоносцы (второй крестовый поход) осадили Дамаск. Жители города, увидев, какие несметные силы скопились под стенами крепости, готовились к смертельной битве и строили баррикады на улицах. Однако спустя всего три дня крестоносцы сняли осаду и ушли восвояси. Да, вождей «христова воинства» подкупили, да, Дамаск был прекрасно подготовлен к осаде, но не менее важно другое: впервые крестоносцам противостояло объединённое мусульманское войско. «Заодно эта история показала, насколько франки опасаются объединенных сил мусульман. Вывод из произошедшего напрашивался сам собой: если мусульмане объединятся, они вполне смогут не только отстоять свои города, но и выбить франков из захваченных ими «земель ислама». Понял это и молодой Саладин, впоследствии освоивший тактику разделять армии европейских захватчиков и громить их поодиночке. Но поскольку автор его биографии — европейский историк, Люкимсон завершает жизнеописание Саладина интересным моралите: «Важно было рассказать сегодня о том, каким был Салах ад-Дин на самом деле; показать, что в реальной жизни он — при всех его положительных чертах — был отнюдь не похож на созданную в массовом сознании его «икону», и одновременно четко противопоставить ту гуманистическую ипостась ислама, которую он олицетворял, той, другой его ипостаси, которая сегодня угрожает существованию все человеческой цивилизации». Автор задумал написать книгу о Саладине в дни «арабской весны», и таким образом, провел параллель между событиями тысячелетней давности и сводками новостей из мира арабских революций. На мой взгляд, получилось.
Евгений Матонин «Яков Блюмкин»
·Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.
Журналист Евгений Матонин более известен как автор сценариев документальных фильмов, но в последние годы написал несколько биографий для серии «ЖЗЛ», выбирая в качестве объекта неоднозначных, мягко говоря, исторических личностей. Но после Николы Теслы и Иосипа Броза Тито чемпионом по неоднозначности можно считать Якова Блюмкина, о котором широкий читатель помнит разве что, что он был другом поэта Есенина, что в 1918 году убил немецкого посла фон Мирбаха, и что в сериале «Есенин» его сыграл Гоша Куценко. Думаю, если бы Блюмкин дожил до 60-х, когда Юлиан Семенов начинал писать книги о Штирлице, он явно стал бы прототипом легендарного разведчика — тем более оба они, Штирлиц и Блюмкин, ровесники, и в пестрой биографии Блюмкина был даже эпизод с вербовкой Вилли Лемана, который считается одним из прототипов Штирлица. Но Блюмкин прожил только 29 лет, и был расстрелян «по совокупности»: за связь с Троцким, за какие-то тайные операции ОГПУ, за неведомые прегрешения, и скорее всего за свой длинный язык. Прошло много-много лет, прежде чем появилась первая его основательная биография. Которая читается как приключенческий роман. Потому что Яков Блюмкин — личность, с одной стороны, уникальная и яркая. В 17 лет стал членом подпольной организации анархистов, в 18 работал в ЧК, потом — секретные шпионские миссии в Германии, Монголии, Китае, Персии, Тибете — настолько секретные, что документы по ним не раскрыты до сих пор. С другой — таких, как Блюмкин, в молодой Советской республике было немало: мощная сила социальных потрясений наводнила столицы страны персонажами определенного типа — колоритных авантюристов, искателей приключений, харизматичных хвастунов. Единицы из них чего-то добились в жизни, единицы остались в истории, и Яков Блюмкин был, пожалуй, и наиболее типичным и наиболее ярким представителем этой уникальной человеческой породы.
Елена Морозова «Робеспьер»
Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.
Историк-медиевист и член Союза писателей Москвы Елена Морозова «специализируется» по персонажам европейской (преимущественно французской) истории XVIII века: в серии «ЖЗЛ» уже выходили написанные ей биографии Казановы, маркиза де Сада, Марии Антуанетты, Калиостро, Шарлотты Корде. Максимилиан Робеспьер — не самый очевидный выбор, хотя фигура эта у историков вызывает споры до сих пор. Кем он был — амбициозным фанатиком, безумным тираном или истинным патриотом Франции, честнейшим человеком и пламенным революционером?
Книга Елены Морозовой окончательного ответа на этот вопрос не даёт, но автор постаралась собрать и, так сказать, «перезагрузить» представления о Робеспьере, представить эту историческую личность в свете современных воззрений на Великую французскую революцию. Интересная история с посмертной маской Робеспьера (в подлинности которой есть сомнения). Якобы по этой маске исследователи выяснили, что Робеспьер страдал саркоидозом, заболеванием, при котором ткани человека поражаются его собственной имунной системой, человек «пожирает» изнутри самого себя. Интересны и политические решения Робеспьера. Мы как-то забываем, что деятели французской революции были, в общем-то, первыми «системными» революционерами — им недостаточно было прийти к власти, они хотели изменить устройство общества, перестроить весь государственный механизм. Тем интереснее узнавать о тех действиях, которые предпринимал Робеспьер — от бесплатной раздачи земли до организации массового террора (жертвой которого в итоге стал он сам). Все революционеры следующих поколений так или иначе «делали себя» с Робеспьера, использовали его опыт, помнили о его судьбе.
Павел Фокин «Александр Зиновьев»
Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.
Ведущий научный сотрудник Литературного музея, член Международного общества
Считается, что Зиновьев изобрел новый жанр — «социологический роман». Не знаю, я у Зиновьева читал только «Зияющие высоты», о его творческом наследии имею (как и большинство из нас) самое приблизительное представление. Замечательно, что Фокин построил книгу именно не как биографическое описание, а как эволюцию «феномена Зиновьева», такая биография убеждений, принципов и вдобавок дополнительное достоинство книги — погружение в полемику, в общественные споры, где Зиновьев был одним из главных действующих лиц. Мы-то многие из этих споров уже забыли, и хорошо, что книга Фокина нам их возвращает — возвращает через рассказ о человеке безусловно ярком, талантливом, мощным. Зиновьев мог стать Нобелевским лауреатом, он оставил богатое творческое наследие, литературное и философское, но прежде чем открывать его книги, следует прочесть эту страстную, внимательную и очень глубокую книгу о жизни и мыслях Александра Зиновьева.