«Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни»
Екатерина Лобанкова. «Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни»
Глинке повезло знать лучших представителей золотого века: Жуковский, Кюхельбекер, Дельвиг… «Не пой красавица при мне» на стихи Пушкина — романс по сей день неувядающий. А последней большой любовью музыканта была Екатерина Керн — дочь той самой Анны Керн, которой адресованы знаменитые строки «Я помню чудное мгновенье:». Не лишенный тяги к музыке Николай I благоволил композитору, именно с его подачи тот был наречен «первым создателем национальной оперы». Император однажды даже посетовал, что такой одаренный музыкант может остаться автором единственной оперной партитуры «Жизнь за царя». И, вдохновленный пушкинской поэмой «Руслан и Людмила», Глинка создал еще одну оперу, потратив на это шесть лет. Правда, она уже не имела столь оглушительного успеха. То ли время поменяло вкусы, то ли либреттисты, на которых Глинке не очень везло, подвели.
Как отмечал Белинский, созданная «волшебная опера» казалась неуместной на русской почве, кощунственными выглядели переделки сказки Пушкина. Сам Михаил Иванович не считал свое детище провальным, однако, несмотря на роившиеся в голове замыслы, к операм уже не возвращался. Да и вообще последние годы жизни больше тянулся к Европе. И умер в Берлине, не дождавшись достойного признания своего творчества на родине.