Ваша корзина пуста
серии
Теги

Грозит из прошлого опричнина

Без царя Ивана IV не может обойтись никакая книга об опричниках, даже специально написанный труд Игоря Курукина и Андрея Булычева, выпущенный издательством «Молодая гвардия» в хорошо известной серии «Живая история» и даже озаглавленный «в тему»: «Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного».

 Опричнина до сего дня по большому счёту загадка. Это любимое детище царя для чего затевалось? Мнения ученых самые разнообразные. Одни историки считают опричнину инструментом борьбы с пережитками децентрализации, с удельной системой. Другие – инструментом выхода самодержавной власти из-под слишком давящего влияния церкви. Кто-то сосредоточивается на том, что опричнина ломала обособленность сильных соперников, прежде всего, Новгорода. Многие убеждены, что опричнина направлялась на уничтожение московской боярской и старых родов оппозиции, Существует точка зрения, что опричнина была призвана мобилизовать силы для Ливонской войны.

Есть «психиатрическое объяснение» – царь считал себя исполнителем воли Бога по наказанию грешников перед скорым Страшным судом. Однако существует и совсем зеркальное мнение: царь Иван якобы создал тайный орден поклонников сатаны. А, может, скопировал османский уклад, мня себя, как турецкий султан,   защитником справедливости?..

Вся эта историческая экзотика расплодилась ещё и по причине отсутствия документов: почти все государственные бумаги того времени, за редким исключением, сгорели в московском пожаре 1620 года.

Многие, внимательно всматриваясь в историческую практику, обращают внимание на буквально кальку с отдельных решений и практических дел «тирана Васильевича» не только в царской России, но и в советском государстве. Это говорит о живучести опричных идей и практик. Вот, например, нынешний философ-евразиец А. Дугин убежден, что в современной России явно назрела опричнина. Это как понимать? Что, нужен новый террор под благими лозунгами борьбы с коррупцией?..

Опричнина XVI века вылилась в скорое Смутное время для нашего государства. Сталинизм, по мнению многих специалистов, породил новое издание Смутного времени, с поправкой на современность.    

…3 января 1565 года царь после удаления из Москвы прислал митрополиту Афанасию письмо, которое являлось самым настоящим заявлением «об отставке», если судить по-современному. Но это было всего лишь отвлечение, одновременно через головы правящей элиты «государь царь и великий князь всея Руси» обратился к простому люду, опять-таки с посланием. Это была тонко задуманная интрига, которая полностью сработала: его слезно умоляли не бросать без защиты, он согласился вернуться на особых условиях с правом «учинити ему на своем государьстве себе опришнину». Там ещё много чего было написано о борьбе с изменниками, их казнях и т. д. С тех пор слово «опричнина» прочно вошло в русский политический и исторический лексикон (его значение легко посмотреть в словаре Даля, из многочисленных смыслов выберем – опричное, значит, иное, особое, отдельное). А до того опричниной называли часть княжества, оставляемую после смерти князя его вдове. 

Создавая свою опричнину начальник всея Руси начал резать по живому территории – часть становилась опричной, часть – земской, делились люди, ведомства и даже монастыри.

 Опричнина – это царская революция. Или контрреволюция, кому как нравится. Тайной является до сих пор, кто насоветовал опричнину царю Ивану, или это было его умственное изобретение? Для любого  движения нужны надежные кадры, как фундамент новой власти. Иван и здесь не подкачал, набрал служилых людей из дворян и иностранцами не брезговал. Он открыл социальные лифты кадровых выдвижений, а карьеристы всегда найдутся.

Вообще-то «перебор людишек» и «перебор земель» – это было одним из любимых занятий «тирана Васильевича».  Авторы книги подробно останавливаются на всех оставшихся в истории ближайших сподвижниках царя, большинство из которых было отправлено самим же самодержцем на тот свет самыми причудливыми способами.

Эти люди и стали основой новой российской бюрократии, которая продлилась в основных чертах до сего дня. С опричнины можно отсчитывать рэкет или вымогательство, тогда это проделывали с поместьями и вотчинами, сегодня – с заводами, предприятиями, компаниями. Тогда началась широкая практика откатов, взяточничества, даже для того, чтобы зайти в приказную избу, надо было сунуть в карман, кому надо. Тогда же широкое распространение получило то, что ныне называется у нас «крышеванием». А ведь самодержец, судя по всему, не хотел подобного. Но это процветало.

Сколько было опричников? Настоящих, тех, кого в народе называли «кромешниками» было, как считают авторы книги, 500 – 800 человек. Это телохранители, гвардейцы, убийцы, имеющие вороных коней, отрубленную собачью голову и метлу. Время уничтожило их портреты, нет их писем, дневников, иных документов. Но есть исключения, когда иностранцы-очевидцы, в том числе и из числа опричников, оставили свои письма и записи. Вот их-то записи, в сопоставлении с редкими оставшимися отечественными документами, и анализируются сегодняшними историками, среди которых и авторы нашей книги.

Понятно, что всех сильно напрягали преступления власти, массовые казни – это в документах, оставленных современниками,  описано так, что и сегодня кровь леденит в жилах. Приведем несколько примеров. «…он (царь – В.П.) приказывал убийцам насиловать у него на глазах жён и детей тех, кого он убивал, и обращаться с ними по своему произволу, а затем умерщвлять». «…вешали женщин, мужчин и детей, сжигали их на огне, мучили клещами и иными способами…» Это учинили по пути в Новгород, в Твери.

Поступали со своим населением, на собственной территории так, как по традициям Средневековья поступали с врагами на чужой   территории.

Чего добился царь-государь с помощью убийц-опричников?

Внутреннее положение страны стало гибельным. Население вымерло от эпидемий, голода, террора или разбежалось. Какая уж тут держава? Армия стала небоеспособной – причина в регулярных казнях воевод из-за поражений и из-за зависти к победителям-полководцам со стороны царя. Массовое разорение поместий подорвало основу армии, неоткуда было взяться служивым людям с военной амуницией. Ливонская война была проиграна.

Авторы книги ничего не пишут о смерти Ивана, но ведь не случайно его похоронили отдельно от князей московских. А Смутное время, как наказание за такое правление?..

Однако живуча сформулированная Иваном Грозным идея о единой, сильной, не ограниченной ничем власти царя, который только и может сохранить государство, укрепить его и защитить от внешних и внутренних врагов. Она, эта идея, прочно вошла в сознание русского общества, она и сегодня плодоносит: послушайте-почитайте, что пишут в СМИ и провозглашают на телевидении некоторые известные личности?..

Если так дальше пойдет, то вполне возможно новое издание опричнины, на манер описанной писателем Владимиром Сорокиным в книге «День опричника». А почему нет?.. В России, как известно, всё возможно. Может, Дугин со товарищи, о котором мы уже упоминали, об этом и мечтает...