Ход времен нельзя остановить
Новицкий
Вождь всех народов был большим ценителем жизнеутверждающего кинематографа, по многу раз смотревшим «Веселых ребят», «Цирк» и «Волгу Волгу». Но вот понравился бы ему, допустим, едко-ироничный рязановский «Гараж»? А что бы он сказал про «Стариков-разбойников» или «Берегись автомобиля»? То-то и оно…
Сейчас-то окончательно стало ясно: Рязанов вместе с Леонидом Гайдаем и Георгием Данелией — это золотой век советского комедийного кино. Ни до них, ни после ничего и отдаленно столь искрометного создано не было. Об Эльдаре Александровиче, по признанию автора кинокритика, сказано и написано столько, сколько не вместит ни одна книга. Каждый его фильм, от «Карнавальной ночи» до «Забытой мелодии для флейты», вызывал шквал эмоций у миллионов зрителей. Не говоря уже о нашей любимой и вечно новогодней «Иронии судьбы».
Однако на сломе эпох, в 1980—1990-х, неуемного в своих исканиях режиссера от фильмов, полных света и тонкого юмора, отбросило в чернуху с элементами метафизики. На страницах биографии об этом периоде, начиная со снятой в жанре социальной драмы «Дорогой Елены Сергеевны», нет ни жалостливой комплиментарности, ни попыток обнаружить артхаусность. Картины «нового времени» — а Рязанов снял в этот период восемь кинолент — это потерянный смех и невидимые миру слезы. Как ни горько признать, финал яркого режиссерского марафона нашего киноклассика оказался печален. По крайней мере в глазах его биографа.