Хранители искусства
Наталья Семёнова. Московские коллекционеры: С.И. Щукин, И.А. Морозов, И.С. Остроухов: Три судьбы, три истории увлечений. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 403 (13) с.: ил. – (ЖЗЛ: сер. биогр.; вып. 1275). – 5000?экз.
Сергей Щукин, выходец из купцов, собравший столетие назад одну из лучших коллекций новой западной живописи (в которую попали работы Матисса и Пикассо), забытый, умер в 1936?году в Париже. Спустя 12?лет, во время борьбы с космополитами, Музей нового западного искусства, где висели купленные им картины, был закрыт как «рассадник формалистического искусства».
Иван Морозов был не только одним из самых богатых людей России начала XX века, но и известным благотворителем, предпочитавшим жертвовать на больницы и школы. Он участвовал в финансировании русской выставки во время одного из Осенних салонов Сергея Дягилева. Любимым художником Морозова был Поль Сезанн – коллекционер приобрёл восемнадцать его полотен. После революции «Щукин и Морозов эмигрировали, а Остроухов остался. Его назначили директором Музея иконописи и живописи имени Остроухова, в постановлении так прямо и написали: «Вы назначены директором Музея Вашего имени». Дали оклад, персональную пенсию и две комнаты в его же особняке. Ради музея Илья Семёнович был готов всё снести…»