Или помнить — или не жить
О чем книга — ясно из заглавия. Может быть неясно другое: зачем погружаться в этот ужас, в это неизмеримое страдание? Мучить себя страшной памятью, да еще с кошмарными подробностями того, как все было изначально задумано, потом усовершенствовано, экономически просчитано, идеологически выдержанно — а главное, беспощадно исполнено? Зачем эти извлеченные из архивов, леденящие душу описания голода, грязи, непосильного труда, садистских истязаний и полного расчеловечивания, полной безысходности для тех, кто «больше не являлся центром собственного мира, а лишь объектом в этом пространстве»?
Зачем эти дикости оттенены пасторальными заметками лагерных управленцев, например: «моей семье жилось в Освенциме хорошо, у жены был настоящий цветочный рай»? Да, было это, было… Но уже так давно! Не гуманнее ли, не мудрее ли будет отдалиться от мучительной темы, дать отдохнуть коллективной и личной памяти, сохранить моральные силы всех и каждого для решения сегодняшних проблем?
Автор книги все понимает. Понимает страх людей перед лишними стрессами, их бытовое равнодушие к чужим страданиям. Понимает и ограниченность сознания, в котором не умещается понимание, «как это вообще возможно — уничтожить миллионы человек? За что?» И делает из этого жестокий, но неизбежный вывод: «Не понимая, а вернее, не представляя себе то, что на самом деле произошло, люди сомневаются, а потом и вовсе могут начать отрицать все, что имело место в концентрационных лагерях Третьего рейха.
Результатом становится уже не забвение или равнодушие, а ревизионизм" - нестрашное вроде слово. Но вот что оно значит: нас уже учат виниться за «тяжелые условия плена» для гитлеровских захватчиков — почему мы не кормили их лучше, чем собственный народ? О, как было бы кстати, если б мы вообще забыли, какую участь готовили этому народу!
Аристов С. В. Повседневная жизнь нацистских концентрационных лагерей. — М.: Молодая гвардия, 2017. — 319 с.: ил. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества) ****