Импрессионисты. Впечатление навсегда!
Импрессионисты. Впечатление навсегда!
Книжная серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества» - вторая по популярности среди читателей после знаменитой «молодогвардейской серии» ЖЗЛ. И очередная книга серии «Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883» французского историка искусства Жана Поля Креспеля несомненно вызовет живой интерес не только у поклонников французских художников, создавших новое направление в живописи, но и у тех читателей, которые еще не были знакомы с творчеством импрессионистов. Хотя литературы о них в последние годы было издано у нас в стране немало.
Жан Поль Креспель решил показать художников, составивших костяк этого направления, как некое единое целое в контексте того времени, в котором они жили. Буржуазной морали, которой они придерживались. Критики, которой они подвергались. Неприятия их живописи не только академическим искусством, но и широкой публикой. Борьбы за место в Салоне. В контексте отчаянных попыток открыть свое творчество широкой публике через самодеятельные вернисажи. Это групповой портрет нескольких живописцев, где большее внимание уделяется не их творческим исканиям, а их повседневной жизни обычных французов.
В небольшой по объему книге автору удалось показать единство и противоположности художников, которые впоследствии прославились на весь мир. Сегодня их картины продаются на аукционах за миллионы долларов, а изначально за многие из них живописцы выручали всего несколько десятков, в лучшем случае сотен франков. Одни из художников были людьми состоятельными, другие бедняками, которым едва хватало денег на холсты и краски. Они могли ссориться, порою даже до дуэльных схваток, но всегда приходили на помощь товарищам, которые в ней нуждались.
У французского кинорежиссера Франсуа Трюффо есть замечательное высказывание: «Самое удивительное в нашей профессии, что можно иметь вид дурака или типа, который создал нечто прекрасное, сам того не заметив». Этот афоризм можно в полной мере отнести ко всему творчеству импрессионистов. Да и само определение нового художественного направления, родившееся из названия небольшого холста Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (Impression, soleil levant) тоже вошло в историю искусства с язвительного замечания журналиста Леруа из газеты «Шаривари». В своей статье «Выставка импрессионистов» Леруа пишет: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это «Впечатление»!»
А если бы картина сохранила название в первоначальной версии? Сначала Моне назвал ее «Marine» («Море»). Подпись художника, различимая возле даты «1872», не соответствует подлинной дате создания картины. Моне неправильно датировал полотно, которое он рисовал в 1873 году, в Гавре, из окна гостиницы, обращенной фасадом к порту. Художник лишь в последнюю минуту принимает решение о новом названии: «Впечатление. Восход солнца».
И в этом, наверное, сказался перст судьбы, потому что с «Впечатления» в истории мировой живописи появляется такой феномен как импрессионизм, ставший ныне классикой мировой культуры.
А тогда в 1874 году очередная «независимая» выставка у известного фотографа Надара была еще одной отчаянной попыткой Моне, Писсаро, Ренуара, Дега, Моризо и других увлечь общественность своими художественными взглядами и найти покупателей картин. На стенах было размещено 165 полотен. Критики восприняли выставку в штыки, продано было очень мало, да и то за гроши.
Жан Поль Креспель свою историю импрессионизма ограничивает временными рамками в двадцать лет от года открытия «Салона отверженных» в 1863 году до смерти Эдуарда Мане в 1883 году, что довольно спорно, поскольку многие импрессионисты жили и творили много позже этой печальной даты. Достаточно сказать, что Клод Моне, которого по праву считают «отцом импрессионизма» умер в 1926 году, не выпуская кисти до последнего дыхания.
Да и сама живопись Эдуарда Мане, картины которого сопровождались сокрушительными скандалами, гораздо ближе к реализму Гюстава Курбе, чем к волшебству палитры импрессионистов с их тончайшими нюансами светотени, хотя на первый взгляд этого не заметишь. Однако имя Мане неразрывно связано с импрессионистами, а Креспель делает его едва ли не фундаментальной фигурой этого художественного направления.
Впрочем, спорить с автором книги не станем. У каждого своя точка зрения, тем более что написана эта книга полвека назад. Однако она и по сей день не утратила своей яркости и очарования, равно как и волшебная живопись импрессионистов. И знакомство книгой Креспеля, безусловно, доставит наслаждением восхитительным чтением, именно чтением, а не чтивом, что становится редкостью в наше время.