Ваша корзина пуста
серии
Теги

Историк обожает фантастику

 Анна Федорец, лауреат премии «Молодой Дельвиг» за стилистическую самобытность в документальной прозе и популяризацию идей благотворительности в России (книга: «Савва Морозов» (М.: Молодая гвардия, 2013. Серия «ЖЗЛ»)). 

Родилась в 1985 г. в Мытищах Московской области. Аспирант исторического факультета МГУ. Автор книг и статей по истории благотворительной и меценатской деятельности московского купечества второй половины XIX – начала XX столетия, а также по истории православного населения Москвы XVIII века. В 2009 г. основала и возглавила историко-культурное общество «Московские древности».

– Анна, скажите, какие у вас предпочтения в мире художественной литературы? Любите ли вы как историк читать исторические романы, произведения на исторические темы, или наоборот, будучи специалистом, ненавидите их за неправду, нестыковки, вымысел и т. д.?

– Вы знаете, исторические романы в лучших проявлениях я, конечно же, люблю. Но так получилось, что в перерывах между работой я больше читаю фантастику, поскольку на ней мой ум отдыхает. Я очень люблю Шекли, люблю Хайнлайна, люблю, конечно же, и наших фантастов – Стругацких, например. То есть то, что максимально далеко от той области, в которой я работаю, но тем не менее позволяет всё-таки задумываться о каких-то более общих вещах и не уходить с головой в детали и частности.

– Сейчас заканчивается разработка новой единой концепции отечественной истории для преподавания в школе. Что лично вы ожидаете от этой концепции, и что, на ваш взгляд, в ней должно присутствовать?

– Лично я многого от этой концепции не жду. Я знаю, что её разработкой занимаются серьёзные учёные, но когда делается попытка свести всё многообразие истории к какому-то одному мнению, пусть даже обоснованному, это, как минимум, странно. Потому что история, особенно история нового и новейшего времени, всё ещё затрагивает людей и не может иметь каких-то устоявшихся оценок, и попытка навязать эти оценки ничего хорошего обществу не сулит.

– Вы организовали и возглавляете историко-культурное общество «Московские древности». Расскажите, зачем оно нужно и чем занимается?

– Туда входят молодые специалисты – не только историки, но искусствоведы и молодые люди многих других специальностей. Мы занимаемся историей культуры Москвы в популярной, скажем так, форме, интересной для всех. Не все, кто входит в это общество, являются москвоведами, но это люди, которые любят Москву, интересуются её историей. Организация преследует и ещё одну цель: научить молодых людей публично выступать, научить их писать, дать для этого некие принципы, которыми они могли бы руководствоваться в дальнейшем. Кроме того, мы хотим просто сплотить людей, интересующихся одной проблематикой.

– В связи с вашей книгой о Савве Морозове, за которую вас премировали, скажите, удалось ли вам понять эту «химию», генезис – как воспитался, из чего вырос такой человек, ставший выдающимся меценатом для отечественной культуры? И возможно ли сейчас появление такого человека в России? Какие условия для этого необходимы?

– Мне действительно удалось проследить, каким образом сформировался этот человек, этот характер, эта сложнейшая личность, которого современники называли «умнейшим из купцов». По поводу нынешней ситуации – я, честно говоря, не очень уверена, что такой человек может сейчас у нас сложиться, потому что одного человека мало – нужна среда, нужно, чтобы помимо этого человека существовали и другие, может быть, менее яркие, менее талантливые, но которые бы поддерживали это общее движение в поддержку культуры. Должны сложиться такие условия, чтобы у людей были устойчивые ценности, надёжные ориентиры, которые разделялись бы большим числом людей. Скажем так, в ту эпоху купечество эти ориентиры выдвинуло из своей среды и сделало их общенародными. И в этом заслуга лучшего русского купечество тех времён (конечно же, не всех, а самых талантливых его представителей – Морозова, Мамонтова, Третьякова, Перловых, Хлудовых и многих, многих других).