Как избежать конца света
Высочайшее интеллектуальное напряжение, прекрасная художественная форма и мягкий, добрый и точно попадающий в цель юмор создают необычайно притягательную атмосферу книги Александра Сенкевича «Будда» (фрагмент из нее печатался в нашей газете
История ведизма-брахманизма-индуизма тесно переплетается в книге с историей буддизма. Обычно в научных работах эти две ветви религиозно-философской мысли разделяются, но они произрастают из ствола единого древа — индийской цивилизации. Вот это сродство автор показал убедительно и понятно: он знаком с индийской культурой не понаслышке, но благодаря многолетней работе на этой земле в тесном общении с индусами и буддистами.
лександр Сенкевич психологически убедительно воссоздал судьбу живого человека с непростой биографией, чья жизнь пришлась на время основательных перемен в древнеиндийском обществе. Их свирепый ветер достиг и небольшого городка, где обитала семья Сиддхартхи Гаутамы, сына правителя крошечного княжества, расположенного в предгорьях Гималаев.
Описываемые в книге события происходили две с половиной тысячи лет назад. Несмотря на их значительную удаленность по времени, они психологически близки и понятны нам. Перекличка с современностью делает жизнеописание Будды захватывающим повествованием, ведь во все времена резкая перестройка привычного жизненного уклада всегда болезненна и трагична для многих людей. Вместе с аллюзиями на современные проблемы человечества в книге деликатно и ненавязчиво рассказывается, какие вечные вопросы для Будды и его последователей порождала изнанка жизни и какой метод для их решения Первоучитель предложил человечеству. Изложение основ буддизма убеждает читателя, что оно до сих пор — неустаревающий учебник жизни. Ведь психология человека практически не изменилась с тех далеких дней.
Книга состоит из 3 частей и 32 глав, каждая из которых имеет поэтическое название. Например, глава первая «Сиддхартха Гаутама Шакьямуни Будда и его освобождение из древних хронологических застенков» в увлекательной форме излагает сложный научный спор о датировках жизни Будды, разнящихся от VI до IV века до н.э. Остроумное название седьмой главы «Корзины, заполненные доверху неоскудевающей мудростью» предваряет рассказ о содержании буддийского священного канона Трипитака (санскр. «Три корзины»), что могло бы показаться читателю сложным, если бы не максимально доступная и увлекательная форма изложения.
Учителю нравственности удалось основательно изменить развитие философской мысли Востока — перенаправить взгляд мудрецов с бытия богов и общества на внутреннюю жизнь человека.
Александр Сенкевич в доступной форме изложил учение Будды, и как оно соотносится с внутренней жизнью человека, предложил свое видение без навязывания читателю каких-либо выводов и взглядов. Благодаря его такту Будда становится интересным и привлекательным для разных людей, независимо от их мировоззрения и отношения к религии. Уважая свободу читателя, автор оставляет его в ожидании продолжения интеллектуального разговора и побуждает к собственным размышлениям и выводам. Наверное, многие из тех, кто прочтет эту замечательную книгу, согласятся со словами автора: «Будда в современном мире предстает учителем и наставником не только буддистов, но и большого количества людей, принадлежащих по рождению или по вере к другим религиозным конфессиям. Эти далекие от буддийской „литургии“ люди находят в личности и учении Будды нечто такое, что созвучно их размышлениям по поводу повсеместного уничтожения человеком себе подобных и живой природы».
Книга Сенкевича «Будда» звучит как призыв к каждому из нас стать гуманнее, разумнее, добрее. А главное — единое человечество должно переиначить основополагающие принципы эволюционного процесса, когда сильный уничтожает слабого. Если оно не сделает этого — конец света неминуем. Недаром автор заканчивает книгу следующим советом читателям: «Гаутама Будда Шакьямуни говорил нам, что есть весть, то есть истина, и что есть не-весть, то есть ложь. Так постараемся по мере наших сил не говорить хоть изредка друг другу невесть что».