Ваша корзина пуста
серии
Теги

Книжная полка

Николай Борисов «Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья»

«Молодая гвардия», 2010.

В истории России дороги всегда были чем-то большим,  нежели простая линия между двумя пунктами на карте. А потому и бездорожье — одна из двух главных  бед  нашей  действительности — воспринималось и воспринимается особенно болезненно. («В России нет дорог — только

направления», — острили по этому поводу иностранцы.) Вся наша  история — это история бесконечных передвижений  по  громадным пространствам Евразии    порой

вынужденных, порой добровольных, — и не столь важно, путешествуем ли мы по бездорожью жизни или по гладкому асфальту шоссе. «Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья (а какая эпоха в России может быть названа иначе?) — это, по сути, книга о познании

нами собственной страны и собственной истории — ибо иного способа познать страну, кроме как вдоволь поездить по ней, не существует. Две эпохи, выбранные автором  в рамках книги, — эпоха Николая I, когда зародился и расцвел жанр «дорожной» прозы, и наше время, — во многом схожи. Духовное «бездорожье», утрата ценностных ориентиров одинаково характерны и для второй четверти XIX века, и для наших дней. А потому и тогда, и сейчас, путешествуя — в кибитке ли, в тарантасе или за рулем собственного автомобиля, — мы пытаемся отыскать ту единственную

дорогу, на которую когда-то звал русского человека Гоголь, заклинавший его «проехаться по России». А о том, как «ехалось» и ездится по вечным ухабам русских дорог, что сопровождало и сопровождает путешественника во все времена, без чего он не может обойтись, а что проклинал и проклинает по сей день, — и рассказывается в книге.

 

  Игорь Курукин, Елена Никулина. «Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного  до Бориса Ельцина»,

«Молодая гвардия», 2010

«Руси есть веселье питье, не можем без того быти» — так ответил великий киевский князь Владимир святославич в 988 году на предложение принять ислам, запрещавший употребление крепких напитков. с тех пор эта фраза нередко служила аргументом в пользу исконности русских питейных традиций и «русского духа» с его удалью и безмерностью. На основании средневековых летописей и актов, официальных документов и свидетельств современников, статистики, публицистики, данных прессы и литературы авторы показывают, где, как и что пили наши предки; как складывалась в россии питейная традиция; какой была «питейная политика» государства и как реагировали на нее подданные — начиная с древности и до совсем недавних времен.