Когда зависть правит миром
Издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу «Повседневная жизнь Соловков: от обители до СЛОНа». Автор Максим Гуреев.
Группа островов в семидесяти километрах от материка в неспокойном холодном Белом море всегда волновала воображение людей. Далекая земля, куда так непросто добираться, по достоинству названа автором «Островом мертвых».
Древние саамы воспринимали путешествие к таинственным островам, как шаг за границу бытия. Лабиринты, сейды — все это знаки для мира иного.
Три дня — столько занимала дорога на тяжелых долбленках или ненадежных берестяных лодках.
О коем, Ойкумена, манил к себе людей. Одних привлекала таинственность, другие хотели побороть собственные страхи.
Люди гибли, но все равно стремились к этим островам. Земля, где можно жить — рыба и зверь есть, леса есть, особых холодов не бывает. Вот только удаленность да пронизывающие ветра, а еще непонятность самого места рождали вопросы: «А можно ли? Стоит ли?».
Кто-то достигал берега, жил, рыбачил. А другие не могли добраться — страх ли, лень ли, другие какие соображения — но они оставались на месте. В 15 веке на острове появились иноки, стали вести аскетический образ жизни, и снова среди людей возникла тревога. Значит, жить можно. Так само место родило в людях зависть — одни смогли, а ты?
Автор попытался разобраться не сколько в самом острове, сколько в человеческой природе. Что движет человека к полной аскезе, как на такое самоотречение реагируют люди? И получается, что реакция одна — зависть. Зависть — основной двигатель жизни Соловков.
С зависти и началось освоение северного архипелага. Первыми стали жить на острове святые старцы Савватий и Герман. И что же сразу произошло? «Увидели же это люди, жившие на побережье, что поселились иноки на острове Соловецком; и те, что селились напротив того острова, начали им завидовать и захотели изгнать их с острова».
Как в огромных качелях, победа была то на стороне тех, кто вызывал зависть, то на стороне завистников. Легенда гласит, что, узнав о том, что иноки пережили зиму на острове, туда приехала семья, начала жить, но случилось ужасное — явились два ангела и избили женщину. Ее плач услышал Герман, пришел узнать, что случилось. А случилось, что людям зависти не место было на острове. Семья уехала. «Остров мертвых» победил, оставив у себя именно «мертвых» для жизни людей, то есть иноков, отказавшихся от жизни ради высших целей. Это было тяжелейшее испытание. Иногда оно проявлялось в физических лишениях — холод, голод, неустроенность. Иногда — в духовных: голоса, видения, страхи.
Годы шли, все новые и новые люди приезжали на Соловки испытать себя. Одни задерживались, другие не справлялись с собой и обстоятельствами. Со временем появился монастырь, хозяйство, все стало проще и понятней, и тогда качели качнулись в другую сторону. Зависть вернулась, чтобы победить. Почему одни могут отказаться от жизни, а я нет? Может, он, смогший, плох? С этим конфликтом раз за разом сталкивались и будущий митрополит Московский Филипп, бывший соловецким настоятелем, и патриарх Никон, несколько лет проживший в Анзерском скиту Соловецкого монастыря и в раздражении покинувшем его, чем вызвал радость монахов — Никона не любили на островах. Соловецкий бунт XVI века, начавшийся именно как завистливое противостояние Никону и его реформам, уже потом превратилось в противостояние самому царю. Столетия и столетия в монастыре писали доносы, здесь жаловались друг на друга, здесь подсиживали и мечтали о чужой смерти. Так было в бытность монастыря, так было в жуткое время СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), так есть и сейчас, когда любая информация о Соловках — будь то фильм или книга воспринимается с особой ревностью. Потому что у каждого свои Соловки. И каждый ревностно его оберегает.
Есть свои Соловки и у автора. Это чувствуется по некоторому заговариванию в одних местах и умалчиванию в других, когда автору что-то нравится, интересует или не нравится, не интересует. Вопрос духовной жизни — вот, что главное в Соловках для автора, поэтому не ищите в тексте гладкости и ровности. События в книге будут бродить туда-сюда, задерживаясь на одном и пропуская другое. Видно, что автор Соловки любит, неплохо знает и пытается приобщить читателя не к поверхностно-туристическому, а к глубинному духовно-мистическому миру места. Именно этим подходом автор и поделит читателей на тех, кто текст примет, и тех, кто его не примет категорически. Так ведь и сами Соловки такие.
«Целая гамма чувств — от любви к Соловкам до ненависти и проклятий в адрес „Острова мертвых“ — вот уже почти шесть столетий является для приезжих сюда драматическим испытанием».
Издательство «Молодая гвардия» предлагает всем выбрать свою сторону. Прочитать и выбрать.