Крещение огнем
«Повседневная жизнь инквизиции в Средние века» Наталии Будур вышла в молодогвардейской популярной книжной серии – это самый свежий пример популяризации темы о католическом терроре в Западной Европе.
Как представляется, подобные труды особой сложности при создании не представляют: внимательно читаются многочисленные работы предшественников, составляется план, к которому подбираются примеры, затем идет пересказ, сдабриваемый цитатами (иногда по несколько страниц сразу) и, конечно, делаются выводы.
Совсем недавно пришлось читать биографию Кнута Гамсуна в серии ЖЗЛ, принадлежащую всё той же Наталии Будур: влияние биографа признаю благотворным, как на эстетическое восприятие, так и на загрузку мозговых центров, отвечающих за приобретение знаний.
В этот же раз материал книги сопоставлялся с читанным по теме «инквизиция» из многих источников. Потому для меня в «Повседневной жизни инквизиции…» нового было маловато, неизвестное редко мелькало искорками.
Однако признаем, нынешний массовый читатель имеет полное право мало знать о механизме подавления под названием «инквизиция». Вот для таковых труд Будур может прийтись в самую пору: его стоит прочесть, тем более что написана книга легко, многочисленные примеры будоражат воображение, после чего можно, если зажегся огонек познания, переходить к иным первоисточникам.
С самых первых страниц автор определяет предмет своего труда: «Инквизиция – инструмент, прежде всего, политический, управляемый конкретными и, чаще всего, материальными выгодами».
Выгоды, как всегда было в истории, извлекали конкретные люди – папа римский и его ближайшее окружение, которые с помощью инквизиторов, назначаемых, опять-таки, главой святейшего престола, укрепляли его власть и материальное положение. Кусочек власти при этом делегировали королям разных стран и весей, замазывая их при этом кровью уничтожаемых людей.
Кстати, первый глава инквизиции святой Доминик утверждал, что Бог тоже был инквизитором, уничтожая еретиков, которых назвали падшими ангелами. Католическая же инквизиция появилась в XII веке, по официальной версии – для борьбы с ересью.
А с инакомыслием что-то необходимо было делать. На фоне жирующей церковной католической верхушки, которая владела почти третью всех обрабатываемых западноевропейских земель, к тому же собственными похождениями и развратом подавала очень плохой пример, появлялись люди веры, назовем их «новыми» христианскими проповедниками, которые увлекали за собой огромные массы населения. Это уже была угроза папству, их доходам и власти.
Вполне естественно, что появились инквизиторы, в противном случае надо было превращаться в благочестивых и справедливых пастырей, а среди двуногих волков, которые только и ждали, как бы поскорее сожрать и угнездиться на месте переваренного, умягчение нравов, несмотря на словесный елей в проповедях, было непредставимым. Всё это обстоятельно показано в книге Будур.
Специалисты пересчитали количество отправленных инквизицией на костер: вместо миллионов теперь называется цифра в сотни и даже десятки тысяч, но каждый из умерщвленных огнем – трагедия. Причем, церкви пришлось признать, хотя и с большим опозданием, что ряд ученых, таких как Джордано Бруно, сожгли по ошибке. А Жанну д,Арк, возведенную на костер, вообще провозгласили святой.
Таким образом уже тогда была опробована система власти, уничтожающая не только своих несомненных противников, но и потенциальных еретиков, то есть невиновных людей – общественный страх всё спишет: каждый должен был бояться карающей инквизиторской десницы. А ведь многих отправили в пламя, чтобы просто завладеть их богатством. Таким образом, церковные карательные органы имели прямую материальную заинтересованность в уничтожении собственников. Тоталитарные режимы всех мастей также взяли этот инструмент на вооружение. Вот лишь один пример: пришли в годы сталинского террора арестовывать очень известного филателиста, обладателя уникальных экземпляров знаков почтовой оплаты. Ну, то, что коллекционеров марок преследовали – это была забава диктатуры: смеют держать связи с заграницей, обмениваться с империалистами, потому и отправляли под пресс пыток и уничтожения этих увлеченных людей. Но вот украденные, проводившими обыск, в нашем случае, уникальные марки так и не были никогда обнаружены: может, погибли из-за безграмотности новых наследников, точнее же всего ушли туда, с кем на словах больше всего боролись – на Запад.
Книга Будур представляет дополнительный интерес приложением, предлагающем солидный отрывок из работы русского дореволюционного исследователя Я. Канторовича «Колдовство в России». К слову, автор «Повседневной жизни инквизиции в Средние века» достаточно подробно освещает вопрос о ведьмах, колдовстве и попытках их искоренения. Здесь садисты всех мастей получили полное удовлетворение своих нездоровых страстей; несчастные женщины горели по всей Европе и за её границами в течение более чем трех столетий, вплоть по просвещенного XIX века.
Автор много цитирует известный «Молот ведьм», читанный уже давненько, а вот Канторович, несмотря на то, что по стилю несколько уступает Будур, по содержанию, пожалуй, на голову выше. В Русском государстве ведьм в отличие от Европы не уничтожали почем зря, предварительно превращая в инвалидов пытками. Хотя отдельные случаи огненного смертельного «крещения», проводимые безграмотным и суеверным населением, имели место. Непросвещенные темные крестьяне могли поджечь жилище ведьмы, которая якобы навела порчу, за что сами же потом отвечали перед судом.
Оказывается, нравы русичей, которых европейцы считали варварами, были много человечней, справедливей, спокойнее, наконец. Демонология в русском народе не получила почвы вплоть до конца XVIII века. Чародейство (ведьмачество), согласно народной оценке, было не демонологическим, а пантеистическим. Да и власти не позволяли разгуляться уничтожительной стихии. Впрочем, есть и у нас порочная страница с кострами-срубами, в которых горели старообрядцы, но это уже другая тема, не отмечаемая в книге.
Претензия к создателям книги – повторы в примерах. Несмотря на это, повторяю, популяризаторский труд Наталии Будур достоин ознакомления для читателя, открывающего для себя тему инквизиции.