Куприн в жизни
Сказать, что Александр Иванович Куприн был незаслуженно обделен вниманием составителей серии «ЖЗЛ» невозможно. В советские времена читатели могли познакомиться с блестящим литературным портретом писателя в сборнике Корнея Чуковского «Современники». Потом была не менее замечательная биографическая книга о Куприне прекрасного знатока русской истории Олега Михайлова.
И вот третья встреча с классиком русской литературы Александром Куприным в книге Виктории Миленко «Куприн. Возмутитель спокойствия».
Виктория Миленко — автор ярких «жэзээловских» книг «Аркадий Аверченко» и «Саша Черный». Можно сказать, что Серебряный век отечественной литературы и первую волну русской литературной эмиграции она знает не понаслышке.
Какие новые грани в личности писателя Куприна откроются читателям в новой книге Миленко?
Уже подзаголовок книги «Возмутитель спокойствия» настораживал. У «Саши Черного» подзаголовок был куда лиричнее «Печальный рыцарь смеха». А тут вот сразу некий анонс эпатажности.
Виктория Миленко поставила перед собой задачу развенчать «купринские мифы». Развенчать не голословно, а выстраивая портрет-коллаж из многочисленных документальных и мемуарных свидетельств о том или ином периоде жизни Александра Ивановича.
Прием, скажем, не новый. Самый знаменитый создатель таких вот коллажных книг — Викентий Викентьевич Вересаев. Его «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни» вдохновили создателей многочисленных биографических проектов от Николая Апостолова и Арсения Островского до автора книги «Александр Зиновьев» Павла Фокина с его большим издательским проектом «Без глянца». Вересаевский опыт, но уже со знаком минус, использовала и Тамара Катаева в своих скандальных книгах «Анти-Ахматова» и «Другой Пастернак».
Уверен, Виктория Миленко и в уме не держала создать нечто подобное. Однако же Куприн «возмутитель спокойствия» как-то затмил одного из последних классиков Серебряного века ПИСАТЕЛЯ Александра Ивановича Куприна. Кутежи, скандалы, запои. Свидетельств тому много, может быть даже с избытком.
При том, что к молодому писателю с большой симпатией относились властители дум того времени Чехов и Толстой, а одним из вдохновителей «Поединка» был Максим Горький.
Куприн конечно же не благостен. И все что написано в книге Миленко в большей степени — правда. Но писатель как-то потерялся среди обильного застолья.
Водка — некий крест русской литературы. Можно проследить за судьбами писателей и поэтов ярких и трагических. Василий Шукшин и Венедикт Ерофеев, Владимир Высоцкий и Сергей Довлатов. Зря что ли родилось присловье «талант не пропьешь».
Творческое наследие Куприна не измеряется обличительным «Поединком» и «Ямой» с незаслуженно приклеенном ярлыком «порнографии».(Ознакомились бы современные Куприну критики с образчиками сегодняшней так называемой «литературной эротики»!!!)
«Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Олеся», «Листригоны», «Суламифь», «Белый пудель»… А пропитанные ностальгией по Родине «Кадеты» и «Юнкера». Десятки рассказов и очерков, сотни газетных публикаций.
Иным литераторам-трезвенникам остается только захлебнуться желчью зависти.
Книга Виктории Миленко о писателе Куприне — спорная. Но уже этим и хороша. Потому что писатель не икона. Он живой человек со всеми его достоинствами и недостатками. И в этом отношении книга «Куприн. Возмутитель спокойствия» безусловно удалась. Вот только «Куприн в жизни» и «Куприн в литературе» как-то не срослись.
Мух много, только котлеты куда-то исчезли…
С писателями это случается.