Любовь Орлова, или Тень ее улыбки
Книга Нонны Голиковой «Любовь Орлова», вышедшая в малой серии «ЖЗЛ», вызывает несколько вопросов. Прежде всего, отсутствием библиографии. Если театральный критик и внучатая племянница знаменитой киноактрисы не сочла нужным упомянуть даже о существовании в (большой) серии «ЖЗЛ» книги Александра Хорта «Любовь Орлова», то что там говорить о других книгах, посвященных жизни и творчеству звезды № 1, в советском кино 30—40-х годов. Вероятно, Нонна Голикова считает, что лишь только она обладает правом на истину. Все прочее - досужие вымыслы нынешних бесстыдных папарацци, которые бессовестно оболгали образ любимицы советских кинозрителей эпохи развитого сталинизма.
Пусть так. Голиковой виднее, хотя ее книга органичнее смотрелась бы в «молодогвардейской» мемуарной серии «Близкое прошлое». Возможно там, фамильярное «Любочка» не так бы резало глаз читателя, хотя внучатой племяннице это позволительно на правах близкой родни.
Собственно книга эта не только о Любови Орловой. Ее муж и ее режиссер Григорий Александров занимает в воспоминаниях Голиковой значительное место. Он, по мнению автора, новатор в советском кино, фактически ровня Сергею Эйзенштейну.
Сказать, что эта книга запредельно комплиментарна, значит, ничего не сказать. Орлова, безусловно, икона своей эпохи. Как Марлен Дитрих или Грета Гарбо. Но пик ее славы пришелся как раз на время «кремлевского усатого горца». Неизвестно, знали бы мы актрису № 1 Любовь Орлову, если бы вождю не понравился фильм «Веселые ребята», просмотр которого ему организовали на даче Максима Горького. После этого Александров и Орлова были обласканы Сталиным и отмечены высшими наградами Советского Союза. Орлова получила орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени в 1938 году. Смутное время даже для орденоносцев. Но Сталин любил свои «иконы».
А вот они его не очень. Сразу после смерти вождя всех народов Орлова сказала: «Наконец-то он сдох». Юная Голикова сначала в шоке, но быстро прозревает и через несколько строк уже ссылается на воспоминания актера театра Моссовета Геннадия Бортникова, при котором Орлова вновь повторила: «Наконец-то сдохла эта злая собака».
Вот такой шришок. Время Орловой ушло вместе с эпохой Сталина. Театральная ее карьера была не столь блистательной, как участие в трех судьбоносных музыкальных кинокомедиях. А режиссер Александров после фильма «Весна», который стал последним международным триумфом Орловой (приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Венеции), творчески выдохся. Снятый им в 1960 году фильм «Русский сувенир» был откровенно провальным, о чем Голикова предпочла мудро умолчать.
Воспоминания последних лет жизни Орловой скомканы. Голикова больше пишет о своих встречах с Еленой Сергеевной Булгаковой, что интересно, но книга ведь об Орловой.
А вот объемного портрета кинозвезды сталинской эпохи не получилось. Возможно, я не прав, но книга Александра Хорта, на мой взгляд, информативнее.
А здесь очень грустный финал, "трава забвения" и "тень ее улыбки".