Майор и Муза
ОГОВОРЮСЬ сразу: я не сторонник угловатой, не очень лиричной, даже более того, достаточно «прозаичной» поэзии Бориса Слуцкого. Но то, о чём и как он говорит в стихе, его обострённая донельзя правда войны мне дороже всех виртуозных словесных изысков десятков, если не сотен, поэтов — его современников, продолжателей и подражателей.
Последнею усталостью устав, Предсмертным равнодушием
охвачен,
Большие руки вяло распластав, Лежит солдат.
Он мог лежать иначе,
Он мог лежать с женой
в своей постели,
Он мог не рвать
намокший кровью мох,
Он мог…
Да могли? Будто? Неужели?
Нет, он не мог.
Ему военкомат повестки слал.
С ним рядом офицеры шли, шагали. В тылу стучал машинкой трибунал. А если б не стучал, он мог?
Едва ли.
Он без повесток, он бы сам пришёл. И не за страх —
за совесть и за почесть.
Лежит солдат — в крови лежит,
в большой,
А жаловаться ни на что не хочет.
Его лирический герой резок, подчёркнуто неромантичен, суховат, даже обыден. Но зато этому герою можно поверить раз и навсегда, даже если од-нажды ложно понятая обязательность может толкнуть его на какой-нибудь неверный шаг.
Читайте новую книгу Ильи Фаликова «Борис Слуцкий. Майор и Муза», недавно увидевшую свет в «молодогвардейской» серии ЖЗЛ, и вы, уверен, получите истинное удовольствие от встречи с одним из лучших поэтов фронтовой плеяды.