Мария Антуанетта, или Апология королевы
«Писать историю королевы Марии Антуанетты - значит поднять материалы событий более чем столетней давности, событий, в которых диалог обвинения и защиты горяч и ожесточен. В страстном тоне дискуссии повинно обвинение. Чтобы поразить королевскую власть, Революция задела королеву, а в королеве - женщину. Правдивость и политика редко уживаются под одной крышей, и там, где для демагогических целей надо создать некий образ, от услужливых приспешников общественного мнения справедливости ожидать не приходится».
Так написал Стефан Цвейг во вступлении к своей биографической книге «Мария Антуанетта», с весьма красноречивым подзаголовком «Портрет ординарного характера».
Автор новой книги «Мария Антуанетта» в серии «ЖЗЛ» Елена Морозова отчасти соглашается с этой нелицеприятной оценкой знаменитого австрийского писателя. Король и королева могли бы считаться идеальным добропорядочным семейством, не будь они облачены королевской властью, отмечает автор книги. Нужно отдать должное Елене Морозовой, прекрасно владеющей историческим материалом. Ее портрет Марии Антуанетты блистателен. При чтении книги возникает ощущение, что автор все время находится рядом с королевой, он не подсматривает альковные тайны, но беспристрастно отмечает как добродетели этой обаятельной женщины, так и всю никчемность ее как королевы.
Вот уж верно подмечено, - Мария Антуанетта ничего общего не имеет со своей венценосной мамашей Марией Терезией, которая железной дланью управляла австрийской империей, оставив мужу небольшие придворные радости.
Наша героиня не была рождена для французского королевства, историю которого писали ядом и кровью. Мария Медичи лихо заправляла сыновьями, которые довольно странным образом уходили с королевского трона в мир иной, сведя на нет династию Валуа. Добрый король Анри, положивший начало династии Бурбонов был заколот кинжалом католического фанатика. Сын его Луи был безвольным монархом при всесильном министре Ришелье. Анна Австрийская умело лавировала между двумя кардиналами, предпочтя ничтожного Мазарини великому Ришелье. Ее сын Король-Солнце своим сиянием затмил обеих жен. Его внук Людовик XV не слишком обременял себя государственными делами, предпочитая амурные радости. Его внук дофин Людовик-Август совсем юным был повенчан с Марией-Антунеттой, которая была на год моложе своего шестнадцатилетнего супруга.
В отличие от любвеобильного деда Людовик XVI поначалу не испытывал плотского влечения к супруге, что послужило первым толчком для разного рода слухов и сплетен. Распространению их немало способствовала фаворитка старого сатира-короля Луи графиня Дюбарри, у которой сразу же не заладились отношения с юной австриячкой.
Версаль – вместилище придворных интриг – вовлек молодую королеву в водоворот галантных празднеств. И все бы ничего, но Мария Антуанетта слишком уж лоббировала, правда, довольно безуспешно интересы венского двора, чем заслужила недоверие французов. Вот уж верно, что от любви до ненависти один шаг. Королевская чета, не созданная для французского трона, проворонила революцию.
При чтении книги Елены Морозовой невольно напрашивались ассоциации с судьбой еще одной венценосной четы – последних Романовых, которые тоже проворонили революцию.
А подобные просчеты стоили голов французскому королю и королеве, и жизней всего семейства Романовых.
Возможно, в серии «ЖЗЛ» еще появится книга и об Александре Федоровне (Алекс) немецкой принцессе, которая повторила роковой путь австриячки.
Пока же хочу сказать, что Елене Морозовой удался сложный амбивалентный портрет женщины, которой молва незаслуженно приклеила знаменитую фразу - «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!».
Увы, как метко отмечал Стефан Цвейг: « От услужливых приспешников общественного мнения справедливости ожидать не приходится».
В свое время в серии «ЖЗЛ» вышло немало книг о героях кровавой, но «Великой Французской революции». Наверное, пришло время рассказать и о ее жертвах.