Ваша корзина пуста
серии
Теги

Мефистофель русской революции

Владимир Федюк. Керенский. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 406 с.

Для одних он был символом свободы, великой «бескровной» Февральской революции. И она действительно была бескровной. Но уже при нем был создан институт продотрядов, который при большевиках зальет кровью деревни и откликнется «малой» гражданской войной — восстаниями на Тамбовщине, в Сибири, Уфе. Да и призыв (к счастью, не осуществленный) «физически устранить» наиболее одиозных деятелей царского режима мало имеет общего с бескровностью.

Для других он навсегда остался марионеткой буржуазии, бежавшем от народного гнева, переодевшись то ли в костюм балерины, то ли сестры милосердия. Этакий трансвестит до эпохи трансвеститов. Но главарь большевизма Ленин признавал, что именно при Керенском Россия была самой свободной страной… Такая вот противоречивая фигура Александр Федорович Керенский (1881–1970), книгу о котором написал современный ярославский историк Владимир Федюк.

Он хотел свободной страны, но привел к власти большевиков. Он хотел быть честным, но, будучи заложником мифа о «реставрации справа», предал генерала Лавра Корнилова, который мог остановить растущую анархию и развал российской государственности. Он хотел спасти царскую семью, но вместо этого арестовал ее и выслал в Тобольск, где последний государь с супругой и августейшими детьми были захвачены коммунистами и расстреляны без суда в Екатеринбурге. Читая о Керенском или самого Керенского, создается впечатление, что Александр Федорович обладал каким-то мистическим даром — был эдаким царем Мидасом. Но если последний своим прикосновением обращал все в золото (что само по себе совсем неплохо, особенно во время кризиса), то «Александр Четвертый» (как его называли злые языки) все вокруг себя обращал в прах. Обратил в прах армию преступным приказом № 1, идя на поводу у левых радикалов из Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Нарушил политический баланс в стране, допустив двоевластие. Борясь против немецкой пятой колонны в России, своими действиями, а точнее, бездействием (мистика!) привел ее к власти. В свое время Мефистофель иронизировал, отвечая на вопрос Фауста «Ты кто?»: «Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Наш «уцененный Мефистофель» мог бы повторить то же с точностью наоборот. Что ж, дорога в ад выложена благими намерениями, а их у Александра Федоровича было действительно много. Тоже мистика.